пятница, 31 января 2014 г.

Мошава Германит, "Народный дом", "Институт Гардега"

 Мошава Германит.
 Немцы-тамплиеры появляются в Израиле в 1868 г., сначала в Хайфе, купив землю у местных арабов, а затем и в Иерусалиме. Они хотели также построить свой район в Назарете, но безуспешно. Среди потенциальных переселенцев велась достаточно строгая селекция, руководство секты разрешало приезжать сюда только профессионалам и специалистам. Первое время немцы пытались заниматься сельским хозяйством, но идея достаточно быстро отмерла — в 1875 г., продукты стали привозить из Европы, как и все остальное. Тамплиеры вели миссионерскую работу, организовывали паломнический туризм, проложили первые дороги к озеру Кинерет.
В те времена здесь жило всего несколько сотен семей, а главная и единственная улица немецкой колонии называлась Кармель штрассе
. Еще во времена первой мировой войны англичане не приветствовали немцев в Палестине, а во время второй мировой, опасаясь шпионажа и диверсий в отношении своей промышленности, в частности петрохимии в Хайфе, они вывезли всех немцев, к тому моменту ставших активными членами национал-социалистической партии Гитлера, в Австралию и Новую Зеландию.
 С 1952 г. все дома района национализированы и использовались для государственных квартир и сдачи в аренду.
Позже Германии была выплачена компенсация за имущество: немцы подсчитывали стоимость собственности очень скрупулезно, а вся сумма была вычтена из немецких репараций. Практически все дома немецкой колонии сохранились, среди них жилые и общественные: гостиницы, церкви и клубы . Первые дома строились немцами в типично европейском стиле, через некоторое время в архитектуре колонии начинает сказываться влияние и стиля левантийского — плоские крыши, круглые окошечки для вентиляции и тому подобное. Ранние строения симметричны, имеют печные трубы и красную черепицу, подвалы появляются только в более позднем строительстве. Многие дома имеют свою интересную историю, их обитатели когда-то были известны всему миру.
Среди них — дом Шумахеров, принадлежавший семье архитекторов, художников и составителей карт, но прежде всего археологов, известных своими раскопками Мегидо. Сейчас их дом находится в частном владении. Неподалеку — дом известного путешественника сэра Лоуренса Олифанта, которыи легко опознать по надписи над входом. Сохранился домик для слуги, водяная помпа и любимый фикус путешественника. Сэр Лоуренс получил гуманитарное образование в Англии, а после смерти отца его семья в 60-х гг. прошлого века переехала в Америку. Там он и его мать вступили в секту, члены которой верят в переселение душ. В этот же период сэр Лоуренс привозит из Парижа молодую жену Алису.
Вскоре после смерти матери глава секты Томас Харрис заявляет Лоуренсу, что тот должен развестись и постричься в монахи, завещав все свое немалое имущество секте. В результате Олифант решает покинуть Америку и в 1869 г. перебирается в Лондон. Сэр Лоуренс становится советником правительства Великобритании по делам Ближнего Востока и уезжает в Палестину помогать евреям в борьбе против турецких властей. Английское правительство не дает на это средств и сэр Лоуренс снабжает репатриантов на свои деньги и помогает им переезжать в Израиль.
К нему присоединяется в качестве помощника и секретаря Нафтали-Герц Имбер, будущий автор израильского гимна «Ха-Тиква». Они поселяются в Хайфе, а также строят летний дом в друзской деревне Далият эль-Кармель. Алиса Олифант умерла в 1940 г. и похоронена в Хайфе, а сэр Лоуренс возвращается в Англию, где женится во второй раз и вскоре после этого умирает. В немецкой колонии также сохранилось здание, построенное немцами как сельскохозяйственная академия, в противовес французскому альянсу в Иерусалиме. Позже это здание становится первой в стране школой туризма, а затем детским садом.
В 1868 г. в Хайфу прибыли 2 немецкие семьи, члены общины "Сыны Храма", названные впоследствии темплерами (не следует путать со знаменитыми крестоносцами - темплиерами, действовавшими на святой земле в 12-13 веках), религиозного движения, зародившегося в германской земле Вюртемберг. 
Эти люди проповедовали близкое пришествие мессии, а с ним и избавление всего человечества.
 Дабы ускорить и подготовить это событие, темплеры считали необходимым основание на Святой земле новой христианской церкви, которая должна была стать "Колыбелью очищенной веры".
 Своим первым месторасположением они выбрали Хайфу, и вскоре было основано здесь поселение немецких колонистов.
Наряду с идеями религиозными, темплеры привезли из Германии современные принципы организации труда, новшества в области сельского хозяйства, новые строительные материалы и, конечно, немецкую основательность и трудолюбие
. Фактически Мошава Германит (так впоследствии назвали это поселение) стала образцом ведения хозяйства, примером европейского мышления, первым современным производством на нашей древней земле.
 Поселенцы оказали огромное влияние на развитие Хайфы как города промышленного и торгового.
И сегодня этот уютный поселок под красными черепичными крышами, утопающий в зелени садов, отличается необычностью и красотой.

 "Народный дом"
(Шд. Бен-Гурион, 11).
Это был один из первых домов, появившихся здесь. Он использовался как общественный центр: церковь и место собраний. На фасаде, обращенном к улице, мы видим небольшую колоколенку на крыше, а над входом с северной стороны надпись по-немецки: "Пусть отсохнет моя правая рука, если я, забуду тебя, Иерусалим". Когда колония выросла, дом был достроен и над новым входом появились слова "С божьей помощь".
За зданием во дворе была построена школа. К сожалению, сейчас дом заброшен, окна забиты, а черепичная крыша разрушена...

 "Институт Гардега"
(ул. Мейр Рутберг, 5).
Георг Давид Гардег и его коллега Кристоф Гофман были первыми людьми, кого послали вюртембергские темплеры на разведку в Святую землю. Было это, как мы уже говорили, в 1868г., но уже в 1870 г. Гардег основал в поселении сельскохозяйственную школу, построив для этой цели здание, у которого мы стоим.
За время своего существования этот дом много раз менял свое предназначение.
После школы здесь размещалась больница, действовавшая под покровительством германского монастыря св. Боромиуса, а монахини работали здесь сестрами милосердия. Больница отличалась организованностью, чистотой, высоким уровнем врачебного обслуживания. Нынешняя улица Мейр Рутберг долгое время называлась Больничной.
 Сейчас в доме Гардега детский сад. Любопытно, что в пристройке к зданию сейчас разместился другой детский сад, организованный монахинями итальянского католического монастыря са. Анна (во дворе можно увидеть скульптуру Анны и ее дочери Марии). Напротив детсада - итальянский культурный центр.
 А если мы выйдем на Шд. га-Мегиним и, повернув налево, пройдем с десяток метров, мы окажемся у современного жилого здания. Это... кельи монахов-кармелитов, к которым примыкает церковь, а еще далее (Шд. га-Мегиним, 76) - монастырская школа. О кармелитах мы много говорили во время путешествия в район Стелла Марис" и потому возвращаемся на Шд. Бен-Гурион.

Жилой дом
(Шд. Бен-Гурион, 24).
Как уже говорилось, темплеры привезли с собой новшества во многих областях жизни. Особенно это касалось строительства. Они внедрили здесь новый архитектурный стиль, основанный на европейских традициях, но приспособленный к местным природным условиям.
Этот дом строился в 2 этажа. На первом кухня и зала для приема гостей, на втором спальные комнаты. Крыши, как правило, покрывались черепицей, привезенной из-за рубежа. Чердак использовался как склад, а часто и как дополнительное жилое помещение. В доме всегда был погреб, колодец и резервуар для воды, собираемой зимой с крыши по водосточным трубам.
Стены делались из местного камня настолько прочными и толстыми, что защищали и в летнюю жару, и в зимнюю непогоду. Отопление было печное. И сейчас на многих дамах можно видеть трубы для выхода дыма.
Форма и размеры домов диктовались вкусами и доходами их владельцев, над входом часто возвышался балкон, а над дверью всегда была надпись - наиболее полюбившаяся хозяину цитата из Старого или Нового заветов и цифра - год строительства. "Слава тебе, что ты проявил о нас заботу и делаешь все правильно", - читаем мы слова на фасаде этого здания. За домом - обширный хозяйственныи двор с коровником, конюшней, свинарником, различными складскими помещениями и мастерскими.

Комментариев нет:

Отправить комментарий