Гора Кармель во все времена и у всех народов считалась святой. И евреи, и христиане, и мусульмане считают, что в пещере на ее склоне некогда жил Илия-пророк.
Когда гора услышала, что сыны Израиля вышли из Египта и направляются в Эрец-Исраэль, она переместилась к Красному морю, а в тот момент, когда воины фараона почти нагнали евреев, спустилась в море и позволила беглецам перебраться по ней на другой берег.
Четыре горы: Сион, Синай, Фавор и Кармель, гласит другая легенда, поспорили между собой, на которой из них Бог вручит Тору своему народу. Бог избрал Синай, но и остальным трем пообещал великую славу. На Сионе, сказал Он, будет воздвигнут Иерусалим, у подножья Фавора израильтяне под предводительством пророчицы Деборы одержат победу над царем ханаанским, а на Кармеле будет жить Илия-пророк.
А еврейские мудрецы предсказывали, что после конца дней Храм возродится на пяти горах, одной из которых будет Кармель.
Ханаанеи, населявшие эту землю еще до прихода евреев, считали Кармель местом пребывания своего верховного божества Ваала. Финикийцы поклонялись здесь местному божеству Хададу. Греки называли Кармель горой Зевса и поставили на ней жертвенник. Римляне вопрошали здесь оракулов об уготованной им богами судьбе. Римский историк Светоний рассказывает о посещении Кармель римским императором Веспасианом, разрушившим Второй Храм:
"Между Иудеей и Самарией — гора Кармель. Там гора и там — бог. У бога нет пристанища и нет дома. По преданию, есть там жертвенник. Веспасиан совершал там жертвоприношения, и тогда вышел служитель и сказал: "Всякое дело, какое ни задумаешь, — построить ли дом или разрушить чужие владения — но всем тебе будет удача и благословение".
В ХIII-ХII вв. до н.э. гора Кармель служила естественной границей между израильскими коленами и финикийцами. В библейские времена Кармель входила и надел колена Ашера. Потом эти земли захватили ассирийцы. Веками Кармель переходила из рук в руки, его завоевывали то вавилоняне, то персы, то финикийцы. Александр Македонский использовал эту гору как удобный стратегический плацдарм и построил тут военные лагеря.
А когда после разрушения римлянами Второго Храма евреи из центра страны устремились на север, на склонах Кармель одно за другим начали появляться еврейские поселения. Сегодня археологам известны 16 еврейских городов и 21 поселение того периода. Однако вскоре их жители покинули эти места, так как условия существования в районе Кармель стали тяжелыми. Наибольшего расцвета район Кармель достиг в римско-византийскую эпоху, когда прибрежные города получили автономию.
Значение Кармель вновь возрастает в средние века, когда крестоносцы исполыонали его как наблюдательный пункт. Хайфа в то время стала центром сеньории . В это же время возник знаменитый орден кармелитов, монастыри которою существуют здесь и сегодня: Стелла Марис в Хайфе и Мухрака на юго-восточпом склоне горы Кармель.
С приходом мамлюков крестоносцы и с ними монахи покинули Кармел. Основную часть населения составляли тогда арабы-мусульмане, занимавшиеся сельским хозяйством. И последние 300 лет на Кармеле, как и в горах Галилеи, начали селиться друзы и на склонах горы Кармель появилось 17 друзских деревень. Жители этих деревень постоянно страдали от притеснения турецких властей и местных мусульман, что и заставило их искать себе союзника в лице евреев.
Во время арабских волнений 1929 года друзский шейх, живший на Кармеле, опубликовал призыв к своим единоверцам не участвовать в нападении арабских вооруженных отрядов на евреев. Друзы передавали евреям информацию о готовящихся нападениях.
В 1937 г. обсуждался план выкупа друзских земель на Кармеле Еврейским Агентством. Друзы хотели перебраться в Ливан, где проживала основная часть их общины, а евреи были заинтересованы в развитии и заселении горы Кармель. Из-за бюрократической волокиты сделка так и не состоялась, и начавшаяся вскоре Вторая мировая война заставила обе стороны позабыть о ней. На Кармеле остались только две друзские деревни: Исфия и Далият ал-Кармил.
В июне 1942 г. африканский корпус армии Роммеля в Египте приблизился к Александрии, откуда он должен был двинуться на Палестину. А англичане располагали всего 70-тью танками. Полумиллионное еврейское население Палестины понимало, чем грозит ему германская оккупация. Одни стремились вступить в ряды британской армии, другие считали целесообразным создавать партизанские отряды, а женщин и детей вывезти на Кипр, а возможно, и в Индию, третьи ухватились за, так называемый, "план Кармель". Автором его был профессор Йоханан Ратнер. Он считал, что гору Кармель можно превратить в неприступную крепость, так как топографические условия района позволяют в короткий срок соорудить достаточно надежные укрепления. Различные механические мастерские должны были заняться изготовлением мин, а строительная компания Солел-Боне начала делать брустверы и надолбы. Уже были устроены продовольственные склады, установлены специальные цистерны с водой, сооружены дзоты и отдан приказ о создании частей обороны и ударных отрядов. "Поскольку немцы, — рассуждал Ратнер, — будут утомлены войной с англичанами, они вряд ли тотчас бросятся на штурм еврейской крепости". Сколь наивным ни казался бы этот план сегодня, в те времена за неимением лучшего ом был одобрен. Однако в октябре 1942 г. английская армия под командованием Монтгомери остановила немецкое наступление в Африке, и "план Кармель", к счастью для евреев Палестины, не пришлось проверить на деле.
В 1948 г. во время Войны за Независимость арабы устраивали засады ил Кармеле, нападали на еврейские машины и убивали всех, кто к ним попадал. Когда же гора Кармель перешла в руки Хаганы, арабы, опасаясь возмездия, бежали.
После войны в районе Кармель возникли новые еврейские города и поселения, в том числе поселение художников Эйн-Ход.
В 1970 г. гора Кармель была объявлена заповедником. Наряду с остатками естественных лесов (дуб и рожковое дерево), здесь много молодых насаждений (сосна, кипарис и др.). Весной склоны Кармель покрываются цветущими маками, фиалками, нарциссами. Маленькой Швейцарией называют израильтяне этот район.
Много старинных преданий связано с Кармель. Вот одно их них:
Когда гора услышала, что сыны Израиля вышли из Египта и направляются в Эрец-Исраэль, она переместилась к Красному морю, а в тот момент, когда воины фараона почти нагнали евреев, спустилась в море и позволила беглецам перебраться по ней на другой берег.
Четыре горы: Сион, Синай, Фавор и Кармель, гласит другая легенда, поспорили между собой, на которой из них Бог вручит Тору своему народу. Бог избрал Синай, но и остальным трем пообещал великую славу. На Сионе, сказал Он, будет воздвигнут Иерусалим, у подножья Фавора израильтяне под предводительством пророчицы Деборы одержат победу над царем ханаанским, а на Кармеле будет жить Илия-пророк.
А еврейские мудрецы предсказывали, что после конца дней Храм возродится на пяти горах, одной из которых будет Кармель.
Ханаанеи, населявшие эту землю еще до прихода евреев, считали Кармель местом пребывания своего верховного божества Ваала. Финикийцы поклонялись здесь местному божеству Хададу. Греки называли Кармель горой Зевса и поставили на ней жертвенник. Римляне вопрошали здесь оракулов об уготованной им богами судьбе. Римский историк Светоний рассказывает о посещении Кармель римским императором Веспасианом, разрушившим Второй Храм:
"Между Иудеей и Самарией — гора Кармель. Там гора и там — бог. У бога нет пристанища и нет дома. По преданию, есть там жертвенник. Веспасиан совершал там жертвоприношения, и тогда вышел служитель и сказал: "Всякое дело, какое ни задумаешь, — построить ли дом или разрушить чужие владения — но всем тебе будет удача и благословение".
Название Кармель состоит из двух ивритских слов: "керем", "эль" (керем — виноградник, эль — бог). Действительно, в древности склоны Кармель были покрыты виноградниками и масличными рощами, и она всегда символизировала обилие и плодородие.
Гора Кармель — часть одноименного кряжа, с трех сторон окруженного долинами: Изреельской, Саронской и долиной Звулуна. Река Йокне'ам отделяет Кармель от гор Самарии. На западе, в районе Хайфы, Кармель вплотную подступает к Средиземному морю. Воды, стекающие с ее склонов, питают две речки: Кишон и Орен. В зимнее время здесь выпадают обильные дожди.
На горе, особенно в западной ее части, много естественных карстовых пещер. Человек облюбовал их для поселения и стоянок еще в тот далекий период истории, который называется палеолитом. Селился человек в пещерах Кармель и в более поздние времена.
Гора Кармель — часть одноименного кряжа, с трех сторон окруженного долинами: Изреельской, Саронской и долиной Звулуна. Река Йокне'ам отделяет Кармель от гор Самарии. На западе, в районе Хайфы, Кармель вплотную подступает к Средиземному морю. Воды, стекающие с ее склонов, питают две речки: Кишон и Орен. В зимнее время здесь выпадают обильные дожди.
На горе, особенно в западной ее части, много естественных карстовых пещер. Человек облюбовал их для поселения и стоянок еще в тот далекий период истории, который называется палеолитом. Селился человек в пещерах Кармель и в более поздние времена.
В ХIII-ХII вв. до н.э. гора Кармель служила естественной границей между израильскими коленами и финикийцами. В библейские времена Кармель входила и надел колена Ашера. Потом эти земли захватили ассирийцы. Веками Кармель переходила из рук в руки, его завоевывали то вавилоняне, то персы, то финикийцы. Александр Македонский использовал эту гору как удобный стратегический плацдарм и построил тут военные лагеря.
Значение Кармель вновь возрастает в средние века, когда крестоносцы исполыонали его как наблюдательный пункт. Хайфа в то время стала центром сеньории . В это же время возник знаменитый орден кармелитов, монастыри которою существуют здесь и сегодня: Стелла Марис в Хайфе и Мухрака на юго-восточпом склоне горы Кармель.
С приходом мамлюков крестоносцы и с ними монахи покинули Кармел. Основную часть населения составляли тогда арабы-мусульмане, занимавшиеся сельским хозяйством. И последние 300 лет на Кармеле, как и в горах Галилеи, начали селиться друзы и на склонах горы Кармель появилось 17 друзских деревень. Жители этих деревень постоянно страдали от притеснения турецких властей и местных мусульман, что и заставило их искать себе союзника в лице евреев.
Во время арабских волнений 1929 года друзский шейх, живший на Кармеле, опубликовал призыв к своим единоверцам не участвовать в нападении арабских вооруженных отрядов на евреев. Друзы передавали евреям информацию о готовящихся нападениях.
В 1937 г. обсуждался план выкупа друзских земель на Кармеле Еврейским Агентством. Друзы хотели перебраться в Ливан, где проживала основная часть их общины, а евреи были заинтересованы в развитии и заселении горы Кармель. Из-за бюрократической волокиты сделка так и не состоялась, и начавшаяся вскоре Вторая мировая война заставила обе стороны позабыть о ней. На Кармеле остались только две друзские деревни: Исфия и Далият ал-Кармил.
В 1948 г. во время Войны за Независимость арабы устраивали засады ил Кармеле, нападали на еврейские машины и убивали всех, кто к ним попадал. Когда же гора Кармель перешла в руки Хаганы, арабы, опасаясь возмездия, бежали.
После войны в районе Кармель возникли новые еврейские города и поселения, в том числе поселение художников Эйн-Ход.
В 1970 г. гора Кармель была объявлена заповедником. Наряду с остатками естественных лесов (дуб и рожковое дерево), здесь много молодых насаждений (сосна, кипарис и др.). Весной склоны Кармель покрываются цветущими маками, фиалками, нарциссами. Маленькой Швейцарией называют израильтяне этот район.
Гора Кармель
Пожары на Кармеле
Последние трагические события вернули наше национальное сознание к горе Кармель, к месту, которое уже с древних времен стало символом верности в наследии нашего народа. Говоря о прошлом можно сожалеть, можно с ностальгией вздыхать, однако в еврейской традиции исторический рассказ становится не просто воспоминанием, а служит пробуждению духовной силы и заложенного в древности потенциала. Ведь Земля Израиля сочетает в себе и прошлое и настоящее, и будущее, ведь о ней сказано: «непрестанно глаза Господа, Б-га твоего, на ней от начала года и до конца года». (Дварим 11,12).

География горы Кармель
Местоположение и природная красота горы Кармель превратила ее в одно из любимых мест семейного отдыха и пеших прогулок для многих израильтян. Гора достигает высоты 550 метров, величественно возвышаясь над окружающими ее низменностями и равнинами.
Дождевые осадки просачиваются через скалистые породы, образуя многочисленные пещеры. Источники воды (и современные насосные станции) находятся у подножия горы, а наверху практически нет постоянных водных ресурсов. С началом сельскохозяйственной революции, в древние времена, человек оставил Кармель и поселился у его подножия. Только преследуемые группы населения поднимались на вершину горы, так было с евреями в христианский - Византийский период, так было и с друзами 300 лет тому назад.

Благодаря природным условиям и незначительному присутствию человека, вершину и склоны горы в течение веков покрывал густой естественный лес. Уже в 30-ых годах 20-ого века евреи-олим из Германии сравнивали этот район со Швейцарией. А в 70-ых годах более 100 тысяч дунамов естественного леса были объявлены государственным парком. Для Израиля Кармель имеет большое значение, ведь только 3% страны покрыто естественными лесами. С началом сионистского движения лесные посадки стали символом возвращения еврейского народа и возрождения Страны Израиля. Не случайно, многие израильтяне воспринимают пожар на Кармеле и последовавшие за ним поджоги по всей стране как экологический арабский террор, направленный против всего народа.
По форме Кармель напоминает большой треугольник. Каждая из его «вершин» имеет свое название, историю и особенность. Южная упоминается уже в древних египетских хрониках под названием «Нос лани» (сейчас – «Нос Кармеля»), здесь утопает в зелени Зихрон Яаков – первое еврейское поселение в этом районе. Неподалеку находится сад и пещера, в которой похоронен барон Ротшильд, «отец еврейской общины Израиля», 100 лет тому назад отдавшего все свои силы и богатство на возрождение Страны Израиля.
Крутой склон горы, как верный спутник, идет вдоль моря на протяжении 25 километров с юга на север. Гору и море разделяет узкая прибрежная полоса, называемая «Берег Кармеля». Только в одном месте гора соприкасается с морем, буквально входит в него, и именно здесь располагается Хайфа, третий по величине город в Израиле. Наверное, эта картина стояла пред глазами пророка Йермияу, говорившего: «… и как Кармель в море войдет» (Йермияу 46,18). Здесь, на северной вершине Кармеля, называемого «Глава Кармель», соединяются голубизна моря и неба с зеленым покровом горы и с городом, сбегающим по склону. Центральная часть Хайфы называется haдар – великолепие, по словам пророка Йшааяу – «… великолепие Кармеля и Шарона» (Йешааяу 35,2).
Однако третья и менее посещаемая восточная вершина Кармеля олицетворяет историческую память, связанную с этой горой. По-арабски эта вершина называется Мухрака – «опаленная», а на иврите – Керен а-Кармель – «Угол Кармеля». Как высокая башня вершина горы возвышается над всей округой. С горой Кармель царь Шломо сравнил свою возлюбленную (символ еврейского народа) – «Голова твоя, как гора Кармель …» (Песня Песней 7,6). Именно здесь 2800 лет назад разыгрались события, ставшие символом стойкости и приверженности вере.
Пророк Элияу (Илья) и жрецы Баала (Ваала) на горе Кармель
В то время в северном Израильском царстве правил царь Ахав. Его жена Изевель, дочь финикийского царя, насаждала в народе культы Бааля (бога дождя) и Ашторет (богини плодородия), центральных кнаанейских идолов, а пророков В-севышнего преследовала и убивала. Против этого выступил пророк Элияу (Илья), в качестве наказания с Небес остановивший дождь на 3 года. А в конце долгой засухи и голода, здесь, на вершине Кармеля, в присутствии царя и всего народа, он вышел один на «состязание» с 450 жрецами Бааля – чтобы все увидели, кто является настоящим «живым» Б-гом.
Идолопоклонники принесли в жертву быка и до вечера взывали, танцевали и секли себя до крови, но Бааль им не ответил. И тогда Элияу восстановил разрушенный жертвенник Б-га, принес свою жертву и приказал обильно облить ее водою. И В-севышний ответил ему огнем, пожравшим и жертву, и дрова, и всю воду. Выражением этого Б-жественного проявления стало провозглашение всего народа: «В-севышний – Он Б-г» и уничтожение жрецов Баала у протекающей у подножия горы речки Кишон. Вслед за этим В-севышний ответил долгожданным дождем, оросившим и оживившим всю Землю Израиля. (Мелахим 1,18).
Те древние события во многом напоминают события последних дней. Долгая засуха, огонь и дождь сплелись в один клубок. И все это во время Хануки, олицетворяющей борьбу еврейского народа за духовную независимость и верность своей культуре, в период внутренних споров о продаже домов и Земли Израиля арабам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий