В 1174 г. Сирия оказалась под властью султана Салах ад-Дина (Саладина).
Преемники Салах-ад-Дина, Айюбиды, сохранили контроль над внутренними районами Сирии, но вынуждены были вести упорную борьбу с сельджукским Конийским султанатом на севере, государствами крестоносцев на западе, и с различными тюркскими государствами, существовавшими в районе Мосула и западной Персии на востоке.
Экономический подъем, который страна переживала в конце 12 в. – первой половине 13 в., а также веротерпимость Салах ад-Дина и его преемников из династии Айюбидов способствовали процветанию еврейских общин Сирии.
Поэт и переводчик Иехуда Алхаризи, побывавший в 1217 г. в Дамаске и Халебе, встретил в этих городах немало евреев, занимавших высокие государственные должности; среди приближенных Айюбидов были также еврейские ученые, поэты, врачи.
Преемники Салах-ад-Дина, Айюбиды, сохранили контроль над внутренними районами Сирии, но вынуждены были вести упорную борьбу с сельджукским Конийским султанатом на севере, государствами крестоносцев на западе, и с различными тюркскими государствами, существовавшими в районе Мосула и западной Персии на востоке.
Экономический подъем, который страна переживала в конце 12 в. – первой половине 13 в., а также веротерпимость Салах ад-Дина и его преемников из династии Айюбидов способствовали процветанию еврейских общин Сирии.
Поэт и переводчик Иехуда Алхаризи, побывавший в 1217 г. в Дамаске и Халебе, встретил в этих городах немало евреев, занимавших высокие государственные должности; среди приближенных Айюбидов были также еврейские ученые, поэты, врачи.
В 1260 пришедшее в упадок государство Айюбидов подверглось нашествию монголов под предводительством Хулагу-хана, который овладел Халебом и Дамаском
Евреи и христиане пострадали меньше, чем мусульмане; так, в Халебе монголы пощадили главную синагогу, где укрылись почти все евреи города.
Община Дамаска, сдавшегося без боя, также не пострадала.
В том же году страна перешла под контроль мамлюков , которые разгромили монголов в битве при Эйн-Хароде, вынудив их покинуть Сирию( силами мамлюков во главе с Кутузом в битве при Айн-Джалуте, на севере Палестины.)
Сразу после поражения монголов Кутуз был убит Бейбарсом, принявшим титул султана и положившим начало мамлюкской династии, которая правила Египтом и Сирией.
Евреи и христиане пострадали меньше, чем мусульмане; так, в Халебе монголы пощадили главную синагогу, где укрылись почти все евреи города.
Община Дамаска, сдавшегося без боя, также не пострадала.
В том же году страна перешла под контроль мамлюков , которые разгромили монголов в битве при Эйн-Хароде, вынудив их покинуть Сирию( силами мамлюков во главе с Кутузом в битве при Айн-Джалуте, на севере Палестины.)
Сразу после поражения монголов Кутуз был убит Бейбарсом, принявшим титул султана и положившим начало мамлюкской династии, которая правила Египтом и Сирией.
В течение 1260-х годов Бейбарс захватил наиболее важные из еще остававшихся укрепленных пунктов исмаилитов в горах Сирии.
В 1291 г., султан Ашраф Салах-ад-Дин Халил захватил последние крепости крестоносцев на сирийском побережье Средиземного моря , мамлюки разрушили расположенные здесь города, включая Тир; жившие в этих городах евреи переселились в Дамаск и Халеб.
В конце 13 в. – начале 14 в. мамлюкские султаны издали ряд указов, направленных против немусульман, в частности, запретили евреям и христианам занимать государственные должности (1301).
Хотя нехватка опытных администраторов заставила султана отменить последнее распоряжение, оно способствовало переходу в ислам части евреев, принадлежавших к высшим слоям общества.
В 1321 г. мусульмане разрушили синагогу Дамаска,
в 1327 г. синагога Халеба была с разрешения султана превращена в мечеть.
В 1354 г. власти возобновили действие указа об удалении немусульман с государственных должностей, однако вскоре вновь отменили его.
Позднее был возобновлен еще ряд предписаний, ставивших евреев в унизительное положение: еврейкам следовало носить туфли разного цвета (красную и черную), а мужчинам — подавать сигнал свистком при входе в общественные бани. Мусульманские фанатики периодически возводили на евреев наветы, обещая освободить их от наказания в случае перехода в ислам.
В 1392 г. евреев обвинили в поджоге центральной мечети Дамаска; один из обвиняемых был сожжен заживо, руководители общины подверглись пыткам, а синагога была вновь превращена в мечеть (возвращена евреям по распоряжению султана два года спустя).
В то же время экономическое положение сирийских евреев, особенно живших в Халебе, было до начала 15 в. сравнительно устойчивым; среди них насчитывалось немало зажиточных торговцев и ремесленников, влиятельных государственных чиновников, известных ученых.
Сохранялась общинная автономия.
Официальным главой евреев Сирии власти признавали жившего в Дамаске заместителя каирского нагида .
Значительной властью обладал и эксиларх, резиденцией которого также был Дамаск: так, в 1286 г., вмешавшись в дискуссию между сторонниками Маймонида и группой каббалистов из Акко, он объявил последним херем.
Уже в течение первого века правления мамлюков в Сирии была создана эффективная административная система, восстановлена торговля как с Востоком, так и с Западом и начался подъем ремесла и сельского хозяйства.
Своего наивысшего расцвета Сирия достигла, когда ею правил Насир Мухаммед ибн Калаун (1310-1341).
В конце 13 в. – начале 14 в. мамлюкские султаны издали ряд указов, направленных против немусульман, в частности, запретили евреям и христианам занимать государственные должности (1301).
Хотя нехватка опытных администраторов заставила султана отменить последнее распоряжение, оно способствовало переходу в ислам части евреев, принадлежавших к высшим слоям общества.
В 1321 г. мусульмане разрушили синагогу Дамаска,
в 1327 г. синагога Халеба была с разрешения султана превращена в мечеть.
В 1354 г. власти возобновили действие указа об удалении немусульман с государственных должностей, однако вскоре вновь отменили его.
Позднее был возобновлен еще ряд предписаний, ставивших евреев в унизительное положение: еврейкам следовало носить туфли разного цвета (красную и черную), а мужчинам — подавать сигнал свистком при входе в общественные бани. Мусульманские фанатики периодически возводили на евреев наветы, обещая освободить их от наказания в случае перехода в ислам.
В 1392 г. евреев обвинили в поджоге центральной мечети Дамаска; один из обвиняемых был сожжен заживо, руководители общины подверглись пыткам, а синагога была вновь превращена в мечеть (возвращена евреям по распоряжению султана два года спустя).
В то же время экономическое положение сирийских евреев, особенно живших в Халебе, было до начала 15 в. сравнительно устойчивым; среди них насчитывалось немало зажиточных торговцев и ремесленников, влиятельных государственных чиновников, известных ученых.
Сохранялась общинная автономия.
Официальным главой евреев Сирии власти признавали жившего в Дамаске заместителя каирского нагида .
Значительной властью обладал и эксиларх, резиденцией которого также был Дамаск: так, в 1286 г., вмешавшись в дискуссию между сторонниками Маймонида и группой каббалистов из Акко, он объявил последним херем.
Вследствие прокатившейся по Сирии чумы и усиления торговой конкуренции со стороны государств Анатолии и Северной Африки, держава мамлюков вступила в период относительного упадка
В 1400–1401 гг. Сирия пережила вторжение войск тюрко-монгольского полководца Тимура (Тамерлана), устроивших резню в Халебе и разграбивших Хаму и Дамаск, который был подожжен.
Многие евреи погибли, многие потеряли все свое достояние; лучшие ремесленники были уведены в плен в Среднюю Азию(Тимур начал переселять талантливых ремесленников из этих городов в свою столицу Самарканд. ).
Тем временем мамлюкские султаны в Каире обратили взоры на Аравию и земли на берегах Красного моря, а северная Сирия стала объектом притязаний Тимуридов, османов и других тюрок.
Несмотря на благоприятную экономическую ситуацию, сложившуюся в результате перемещения на территорию Сирии основных торговых путей из Европы в Индию (после разрушения мамлюками Киликийского армянского государства в 1375 г.), восстановление еврейских общин страны, разоренных Тимуром, растянулось почти на столетие, а многие из них так и не были воссозданы.
Даже в конце 15 в., согласно сообщениям Мешуллама из Вольтерры, рабби Овадии Бертиноро и других путешественников, в Сирии насчитывалось не более 1200 еврейских семей (около семи тысяч человек), в том числе в Дамаске 400–500 семей, не считая караимов и самаритян. Многие евреи жили в нищете, занимались коробейничеством или нелегально продавали мусульманам вино.
На рубеже 15–16 вв. в Сирию начали переселяться сефарды, изгнанные изИспании и Португалии; они прибывали в страну через Турцию, Италию, государства Северной Африки.
Многие евреи погибли, многие потеряли все свое достояние; лучшие ремесленники были уведены в плен в Среднюю Азию(Тимур начал переселять талантливых ремесленников из этих городов в свою столицу Самарканд. ).
Тем временем мамлюкские султаны в Каире обратили взоры на Аравию и земли на берегах Красного моря, а северная Сирия стала объектом притязаний Тимуридов, османов и других тюрок.
Несмотря на благоприятную экономическую ситуацию, сложившуюся в результате перемещения на территорию Сирии основных торговых путей из Европы в Индию (после разрушения мамлюками Киликийского армянского государства в 1375 г.), восстановление еврейских общин страны, разоренных Тимуром, растянулось почти на столетие, а многие из них так и не были воссозданы.
Даже в конце 15 в., согласно сообщениям Мешуллама из Вольтерры, рабби Овадии Бертиноро и других путешественников, в Сирии насчитывалось не более 1200 еврейских семей (около семи тысяч человек), в том числе в Дамаске 400–500 семей, не считая караимов и самаритян. Многие евреи жили в нищете, занимались коробейничеством или нелегально продавали мусульманам вино.
На рубеже 15–16 вв. в Сирию начали переселяться сефарды, изгнанные изИспании и Португалии; они прибывали в страну через Турцию, Италию, государства Северной Африки.
К концу 15 в. соперничество между мамлюками, османами и иранскими Сефевидами переросло в настоящую войну.
Воспользовавшись борьбой, которую мамлюки были вынуждены вести против португальцев, устраивавших набеги на зону Красного моря, султан Османской империи Селим I в 1516 без труда покорил Сирию.
Воспользовавшись борьбой, которую мамлюки были вынуждены вести против португальцев, устраивавших набеги на зону Красного моря, султан Османской империи Селим I в 1516 без труда покорил Сирию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий