Вмешательство византийцев в дела племен, населявших приграничные с Сирией местности, стало препятствием на пути распространения ислама из центральной Аравии и южного Ирака.
Исламские правители Мекки и Медины в течение длительного времени поддерживали добрые отношения с купцами сирийских городов Бостра и Газа, караваны которых перевозили зерно и пряности между Йеменом и Трансиорданией.
Для того чтобы обезопасить эти торговые пути и склонить южно-сирийских бедуинов к принятию ислама, пророк Мухаммед начиная с 631 направил несколько экспедиций в пустынные районы вокруг Дамаска и Газы.
После того как все попытки добиться убедительной победы над византийцами и союзными им племенами окончились безуспешно, из южного Ирака в Дамаск в 634 был переброшен самый талантливый арабский полководец Халид ибн аль-Валид.
После побед при Аджнадайне, Фахле и Мардж-эс-Суффаре его войска вошли в Бостру и Дамаск, а в 635 заняли Баальбек и Хомс.
Однако византийская армия численностью ок. 100 тыс. человек, в которую входили также армяне, жители Халеба и Антиохии и сирийские бедуины, предприняла контрнаступление.
Осенью 636 она сошлась в яростной битве при р. Ярмук со значительно меньшими силами мусульман, на стороне которых в этом бою сражались и женщины.
Разбитые византийцы бежали, а их победители вновь захватили Дамаск и Хомс.
В 634–636 гг. Сирию заняли арабы, и положение евреев существенно улучшилось.
В 634–636 гг. Сирию заняли арабы, и положение евреев существенно улучшилось.
В 637, вскоре после падения Иерусалима и Газы, им сдались Халеб, Антиохия, Хама и важный в стратегическом отношении город Киннасрин.
В горных районах вокруг Цезареи, Латакии, Триполи и Сидона сопротивление мусульманам продолжалось до середины 640-х годов.
Начиная с 661, когда правитель Сирии Муавия объявил себя халифом, и вплоть до 750 Дамаск оставался местом пребывания династии Омейядов и столицей Арабского халифата. Государство Омейядов управлялось сирийцами, причем как мусульманами, так и христианами, а сирийские солдаты воевали с войсками византийских императоров.
На смену греческому в качестве государственного языка пришел арабский.
Однако отдельные элементы эллинистического наследия сохранились, так как арабы постепенно переняли культуру, социальную организацию и политическую систему, с которыми они столкнулись в сирийских городах.
Халифы из династии Омейядов, сделавшие Дамаск своей столицей (661), отличались веротерпимостью; среди их приближенных были христиане и евреи.
В 8 в. региональные, религиозные и династические противоречия привели к тому, что Дамаск, а с ним и Сирия потеряли свое значение.
Халифы из династии Омейядов, сделавшие Дамаск своей столицей (661), отличались веротерпимостью; среди их приближенных были христиане и евреи.
В 8 в. региональные, религиозные и династические противоречия привели к тому, что Дамаск, а с ним и Сирия потеряли свое значение.
На смену Омейядам пришла династия Аббасидов, сделавшая своей столицей Багдад. Население Сирии уменьшилось, богатство местных городов поблекло.
В течение следующих трех столетий в условиях относительного оскудения и политической нестабильности в регионе многие сирийцы перешли в ислам.
В обиход вошел арабский язык, хотя в некоторых отдаленных селениях продолжали говорить на арамейском.
Христиане, опасаясь за свою безопасность, целыми общинами переселялись в горы.
С приходом к власти Аббасидов (750) ситуация изменилась: в соответствии с Омаровыми законами евреям (так же, как и христианам) было предписано платить высокую подушную подать (джизья) и носить на одежде отличительный знак; их настойчиво побуждали к переходу в ислам.
С началом упадка Аббасидов северные границы Сирии стали более уязвимыми для нападений византийцев.
Евреи Сирии сильно пострадали и в годы военно-политических смут, которыми сопровождалась дезинтеграция халифата Аббасидов (конец 9 в. – первая половина 10 в.).
Вместе с тем, в этот период еврейское население страны значительно увеличилось, главным образом благодаря притоку переселенцев из Вавилонии , разоренной непрерывными войнами. В крупных городах Сирии (таких, как Дамаск) выходцы из Вавилонии образовали самостоятельные общины и построили собственные синагоги.
С приходом к власти Аббасидов (750) ситуация изменилась: в соответствии с Омаровыми законами евреям (так же, как и христианам) было предписано платить высокую подушную подать (джизья) и носить на одежде отличительный знак; их настойчиво побуждали к переходу в ислам.
С началом упадка Аббасидов северные границы Сирии стали более уязвимыми для нападений византийцев.
Евреи Сирии сильно пострадали и в годы военно-политических смут, которыми сопровождалась дезинтеграция халифата Аббасидов (конец 9 в. – первая половина 10 в.).
Вместе с тем, в этот период еврейское население страны значительно увеличилось, главным образом благодаря притоку переселенцев из Вавилонии , разоренной непрерывными войнами. В крупных городах Сирии (таких, как Дамаск) выходцы из Вавилонии образовали самостоятельные общины и построили собственные синагоги.
В регионе возникли мелкие мусульманские и христианские княжества, которые обращались за помощью то к Багдаду, то к Константинополю.
Процветали различные еретические секты, широко распространился шиизм, ставший основой учений алавитов и друзов.
Из Египта (центра фатимидских исмаилитов), Персии (центра ассасинов) и Месопотамии проникли тайные учения, проповедовавшие революционные политические, социальные, религиозные и философские воззрения.
969 г. Сирия перешла под управление египетской династии Фатимидов (их власть была прочной только в южных и центральных областях страны).
В 990 г. Абу ал-Фарадж Я‘куб ибн-Юсуф ибн-Киллис (930–991), еврей, принявший ислам и занимавший в 977–991 гг. (с небольшим перерывом) пост великого визиря Фатимидского халифата, назначил Менашше бен Аврахама Ибн-Каззаза главой местной администрации Сирии, и тот использовал эту влиятельную должность во благо своим единоверцам.
В начале 11 в. халиф ал-Хаким издал несколько указов, предусматривавших насильственное обращение евреев и христиан в ислам, после чего в ряде городов Сирии синагоги были разрушены или превращены в мечети.
Однако уже через несколько лет ал-Хаким отменил свои распоряжения, вернул синагоги евреям и разрешил им строить новые.
Во второй половине 10 в. – первой половине 11 в. евреи Сирии занимались главным образом ремеслом, прежде всего крашением тканей и дублением кожи; в то же время некоторые из них стали крупными чиновниками, коммерсантами, финансистами.
Общины Дамаска, Халеба и других городов поддерживали прочные связи с евреями Египта и в особенности с иешивой Иерусалима, являвшейся основным органом еврейского самоуправления в Эрец-Исраэль.
Общий интеллектуальный потенциал страны способствовал творчеству поэтов и писателей. При шиитском дворе Хамданидов в Халебе философ аль-Фараби создал трактаты о мировоззрении Платона и Аристотеля, писал книги по медицине, математике, оккультным наукам и музыке.
969 г. Сирия перешла под управление египетской династии Фатимидов (их власть была прочной только в южных и центральных областях страны).
В 990 г. Абу ал-Фарадж Я‘куб ибн-Юсуф ибн-Киллис (930–991), еврей, принявший ислам и занимавший в 977–991 гг. (с небольшим перерывом) пост великого визиря Фатимидского халифата, назначил Менашше бен Аврахама Ибн-Каззаза главой местной администрации Сирии, и тот использовал эту влиятельную должность во благо своим единоверцам.
В начале 11 в. халиф ал-Хаким издал несколько указов, предусматривавших насильственное обращение евреев и христиан в ислам, после чего в ряде городов Сирии синагоги были разрушены или превращены в мечети.
Однако уже через несколько лет ал-Хаким отменил свои распоряжения, вернул синагоги евреям и разрешил им строить новые.
Во второй половине 10 в. – первой половине 11 в. евреи Сирии занимались главным образом ремеслом, прежде всего крашением тканей и дублением кожи; в то же время некоторые из них стали крупными чиновниками, коммерсантами, финансистами.
Общины Дамаска, Халеба и других городов поддерживали прочные связи с евреями Египта и в особенности с иешивой Иерусалима, являвшейся основным органом еврейского самоуправления в Эрец-Исраэль.
Общий интеллектуальный потенциал страны способствовал творчеству поэтов и писателей. При шиитском дворе Хамданидов в Халебе философ аль-Фараби создал трактаты о мировоззрении Платона и Аристотеля, писал книги по медицине, математике, оккультным наукам и музыке.
Тогда же жил великий Абу-ль-Фарадж аль-Исфахани, составитель антологии арабоязычной поэзии Книги песен, которую называли «основополагающим источником для изучения художественной литературы».
Крупнейшим представителем сирийской культуры той эпохи был поэт Абу-ль-Ала аль-Маарри . Он получил особую известность за свое Послание о прощении, многие четверостишия из которого оказали сильное влияние на поэзию Омара Хаяма, а ряд специалистов считает, что и Божественная комедия Данте была написана под влиянием данного произведения.
Аль-Мутанабби был придворным стихотворцем Хамданидов, чей цветистый стиль до сих пор делает е го самым популярным классическим поэтом арабского мира.
Комментариев нет:
Отправить комментарий