Переворот ноябре 1970 привел на вершину власти Хафеза Асада.
Новое руководство предпочло стратегию развития, предусматривавшую финансирование и контроль государством крупных капиталоемких предприятий и, одновременно, поддержку торговли и инвестиционного процесса в частном секторе, особенно в строительстве и сельском хозяйстве.
Правительство Асада разработало пятилетний план подъема экономики на первую половину 1970-х годов.
Октябрьская 1973 война с Израилем, во время которой Египет и Сирия предприняли скоординированное наступление на Синайский п-ов и Голанские высоты, хотя и была дорогостоящей акцией, но продемонстрировала, что сирийские вооруженные силы значительно окрепли по сравнению с 1967.
К тому же в 1974 Израиль вывел свои войска из ряда районов на Голанских высотах, включая город Эль-Кунейтра.
Частные фирмы, появившиеся в Сирии в начале 1970-х годов, выиграли от повышения цен на нефть, принесшего процветание арабским нефтедобывающим государствам после 1973, а также от расширения связей с ливанскими банками и предприятиями легкой промышленности.
Сирийские предприниматели, тесно связанные с Ливаном и нефтедобывающими государствами Персидского залива, выгадали от вмешательства Асада в гражданскую войну в Ливане после 1976 и от укрепления дипломатических контактов с богатыми Саудовской Аравией и Кувейтом, которые предоставили щедрую экономическую помощь Сирии в конце 1970-х годов.
Однако использование казенных средств для поддержки ведущих сторонников режима, а также размер прибыли, которую они получали от связей с государственными компаниями, привели к обвинениям в адрес высших чиновников в коррупции и в покровительстве сирийским алавитам, к которым многие из них принадлежали.
Эти обвинения, вместе с нараставшей конкуренцией государственных предприятий и частных фирм, дали толчок активизации исламистского движения в конце 1970-х годов.
В начале 1976 члены нескольких самостоятельных исламистских течений начали кампанию, направленную против правящего режима.
В 1977-1978 они организовали серию нападений на правительственные объекты и убийства видных государственных и партийных деятелей.
Эти нападения, как и ответные действия для их подавления, сопровождавшиеся применением силы, привели к массовым протестам и забастовкам ремесленников и торговцев в городах.
К 1980 в Сирии развернулась полномасштабная гражданская война.
Весной 1980 в Халебе, Хаме и Хомсе произошли серьезные столкновения между правительственными войсками и мятежниками.
После этого центральные власти выступили с рядом примирительных жестов, но уже в июле объявили членство в организации братьев-мусульман уголовным преступлением. Группа влиятельных религиозных деятелей собрала в ноябре лидеров воинствующих исламистских организаций в попытке создать Исламский фронт для координации деятельности оппозиции баасистским лидерам.
В ответ на брошенный ему вызов режим начал укреплять свои позиции, усиливая общественный сектор экономики. Правительство повысило заработную плату на государственных предприятиях, чья зависимость от Дамаска, согласно принятым официальным постановлениям, уменьшалась, а ответственность перед местной администрацией повышалась.
Частные компании, занятые в обрабатывающей промышленности, были обложены повышенным налогом.
Был осуществлен комплекс мер, особенно в северных и центральных мухафазах, направленный на то, чтобы повернуть поток сырья от мелких частных фирм к государственным предприятиям.
В 1981 правительство обязало коммерсантов-импортеров получать лицензии на право ввоза товаров из-за рубежа в министерстве торговли и обращаться за необходимыми кредитами исключительно в государственные банки. Торговцы, пытавшиеся обойти эти правила, подвергались арестам по обвинению в контрабанде и уклонении от налогов.
Столкнувшись с таким наступлением на свои права, мелкие торговцы из Хамы подняли в феврале 1982 открытый мятеж против властей с лозунгами, нацеленными на установление исламского порядка в Сирии.
Мятеж был подавлен армией после трех недель кровавых сражений, в результате которых тысячи жителей были убиты, а большинство старых зданий разрушено.
Следствием выступления в Хаме стало создание Национального союза за освобождение Сирии, в который вошли группировки, объединившиеся в Исламский фронт, и другие противостоящие режиму подпольные организации. Принятая ими хартия призывала положить конец коррупции, провести свободные выборы в Учредительное собрание и либерализовать конституцию.
Однако оппозиция не сумела развить начальный успех. Правительство поставило экономику страны под еще больший свой контроль в попытке справиться с нараставшей нехваткой производственных инвестиций и иностранной валюты, а противники Асада переключили свое внимание на международные дела, в частности на вопрос о поддержке Сирией исламистского Ирана во время его войны с Ираком (1980-1988).
В начале 1980-х годов экономический бум предшествующего десятилетия подошел к концу.
В то время как военные расходы Сирии сильно выросли, особенно после начала массированного израильского наступления в Ливане в июне 1982, началось падение мировых цен на нефть, что существенно снизило валютные поступления.
Причиной стало не только уменьшение доходов от экспорта жидкого топлива; сказалось также сокращение поступлений денежных средств от сирийцев, работавших в богатых арабских нефтедобывающих государствах.
По мере упрочения контроля над страной правительство Асада приступило в конце 1980-х годов ко второму этапу либерализации экономики.
В заключительном Заявлении съезда ПАСВ, проведенного в январе 1985, критике была подвергнута неэффективность и коррумпированность государственного сектора экономики, и было выдвинуто предложение реорганизовать сложную систему обменных курсов с тем, чтобы уменьшить нелегальный оборот валюты и потери от незаконных операций на черном рынке.
Весной 1985 новый премьер-министр страны Абдель Рауф Касем начал переговоры с западными государствами и зарубежными финансовыми организациями, пытаясь привлечь иностранные инвестиции в сельское хозяйство и сферу услуг. При этом правительство продолжало утверждать, что подобный курс вполне согласуется с официальным планом экономического развития Сирии.
В середине 1990-х годов баасистский режим во главе с Асадом все еще испытывал трудности, связанные с дефицитом платежного баланса и бюджета страны, но ему удалось удержаться у власти благодаря предоставлению дополнительных возможностей для развития частного предпринимательства при одновременном подавлении существующей и потенциальной политической оппозиции.
После кончины 10 июня 2000 года Хафеза аль-Асада, бессменно руководившего страной почти 30 лет, президентом, по итогам референдума, был избран его сын Башар аль-Асад.
В опубликованном в 2002 году докладе Госдепа США Сирия была названа государством, поддерживающим терроризм
По некоторым сведениям в ходе израильско-ливанской войны в 2006 году Сирия поставляла оружие Хезболле.
27 мая 2007 года в ходе референдума Башар аль-Асад был переизбран на новый семилетний президентский срок.
В 1947 г. численность еврейского населения Сирии составляла 15–16 тысяч человек, из них около десяти тысяч жили в Халебе, около пяти тысяч — в Дамаске, несколько сотен — в Камышлы.
В конце 1960-х – первой половине 1970-х гг. в Сирии проживали около 4,5 тыс. евреев, в том числе около 2,5 тыс. — в Дамаске, около 1,2 тыс. — в Халебе, около 300 — в Камышлы.
Новое руководство предпочло стратегию развития, предусматривавшую финансирование и контроль государством крупных капиталоемких предприятий и, одновременно, поддержку торговли и инвестиционного процесса в частном секторе, особенно в строительстве и сельском хозяйстве.
Правительство Асада разработало пятилетний план подъема экономики на первую половину 1970-х годов.
Октябрьская 1973 война с Израилем, во время которой Египет и Сирия предприняли скоординированное наступление на Синайский п-ов и Голанские высоты, хотя и была дорогостоящей акцией, но продемонстрировала, что сирийские вооруженные силы значительно окрепли по сравнению с 1967.
К тому же в 1974 Израиль вывел свои войска из ряда районов на Голанских высотах, включая город Эль-Кунейтра.
Частные фирмы, появившиеся в Сирии в начале 1970-х годов, выиграли от повышения цен на нефть, принесшего процветание арабским нефтедобывающим государствам после 1973, а также от расширения связей с ливанскими банками и предприятиями легкой промышленности.
Сирийские предприниматели, тесно связанные с Ливаном и нефтедобывающими государствами Персидского залива, выгадали от вмешательства Асада в гражданскую войну в Ливане после 1976 и от укрепления дипломатических контактов с богатыми Саудовской Аравией и Кувейтом, которые предоставили щедрую экономическую помощь Сирии в конце 1970-х годов.
Однако использование казенных средств для поддержки ведущих сторонников режима, а также размер прибыли, которую они получали от связей с государственными компаниями, привели к обвинениям в адрес высших чиновников в коррупции и в покровительстве сирийским алавитам, к которым многие из них принадлежали.
Эти обвинения, вместе с нараставшей конкуренцией государственных предприятий и частных фирм, дали толчок активизации исламистского движения в конце 1970-х годов.
В начале 1976 члены нескольких самостоятельных исламистских течений начали кампанию, направленную против правящего режима.
В 1977-1978 они организовали серию нападений на правительственные объекты и убийства видных государственных и партийных деятелей.
Эти нападения, как и ответные действия для их подавления, сопровождавшиеся применением силы, привели к массовым протестам и забастовкам ремесленников и торговцев в городах.
К 1980 в Сирии развернулась полномасштабная гражданская война.
Весной 1980 в Халебе, Хаме и Хомсе произошли серьезные столкновения между правительственными войсками и мятежниками.
После этого центральные власти выступили с рядом примирительных жестов, но уже в июле объявили членство в организации братьев-мусульман уголовным преступлением. Группа влиятельных религиозных деятелей собрала в ноябре лидеров воинствующих исламистских организаций в попытке создать Исламский фронт для координации деятельности оппозиции баасистским лидерам.
В ответ на брошенный ему вызов режим начал укреплять свои позиции, усиливая общественный сектор экономики. Правительство повысило заработную плату на государственных предприятиях, чья зависимость от Дамаска, согласно принятым официальным постановлениям, уменьшалась, а ответственность перед местной администрацией повышалась.
Частные компании, занятые в обрабатывающей промышленности, были обложены повышенным налогом.
Был осуществлен комплекс мер, особенно в северных и центральных мухафазах, направленный на то, чтобы повернуть поток сырья от мелких частных фирм к государственным предприятиям.
В 1981 правительство обязало коммерсантов-импортеров получать лицензии на право ввоза товаров из-за рубежа в министерстве торговли и обращаться за необходимыми кредитами исключительно в государственные банки. Торговцы, пытавшиеся обойти эти правила, подвергались арестам по обвинению в контрабанде и уклонении от налогов.
Столкнувшись с таким наступлением на свои права, мелкие торговцы из Хамы подняли в феврале 1982 открытый мятеж против властей с лозунгами, нацеленными на установление исламского порядка в Сирии.
Мятеж был подавлен армией после трех недель кровавых сражений, в результате которых тысячи жителей были убиты, а большинство старых зданий разрушено.
Следствием выступления в Хаме стало создание Национального союза за освобождение Сирии, в который вошли группировки, объединившиеся в Исламский фронт, и другие противостоящие режиму подпольные организации. Принятая ими хартия призывала положить конец коррупции, провести свободные выборы в Учредительное собрание и либерализовать конституцию.
Однако оппозиция не сумела развить начальный успех. Правительство поставило экономику страны под еще больший свой контроль в попытке справиться с нараставшей нехваткой производственных инвестиций и иностранной валюты, а противники Асада переключили свое внимание на международные дела, в частности на вопрос о поддержке Сирией исламистского Ирана во время его войны с Ираком (1980-1988).
В начале 1980-х годов экономический бум предшествующего десятилетия подошел к концу.
В то время как военные расходы Сирии сильно выросли, особенно после начала массированного израильского наступления в Ливане в июне 1982, началось падение мировых цен на нефть, что существенно снизило валютные поступления.
Причиной стало не только уменьшение доходов от экспорта жидкого топлива; сказалось также сокращение поступлений денежных средств от сирийцев, работавших в богатых арабских нефтедобывающих государствах.
По мере упрочения контроля над страной правительство Асада приступило в конце 1980-х годов ко второму этапу либерализации экономики.
В заключительном Заявлении съезда ПАСВ, проведенного в январе 1985, критике была подвергнута неэффективность и коррумпированность государственного сектора экономики, и было выдвинуто предложение реорганизовать сложную систему обменных курсов с тем, чтобы уменьшить нелегальный оборот валюты и потери от незаконных операций на черном рынке.
Весной 1985 новый премьер-министр страны Абдель Рауф Касем начал переговоры с западными государствами и зарубежными финансовыми организациями, пытаясь привлечь иностранные инвестиции в сельское хозяйство и сферу услуг. При этом правительство продолжало утверждать, что подобный курс вполне согласуется с официальным планом экономического развития Сирии.
В середине 1990-х годов баасистский режим во главе с Асадом все еще испытывал трудности, связанные с дефицитом платежного баланса и бюджета страны, но ему удалось удержаться у власти благодаря предоставлению дополнительных возможностей для развития частного предпринимательства при одновременном подавлении существующей и потенциальной политической оппозиции.
После кончины 10 июня 2000 года Хафеза аль-Асада, бессменно руководившего страной почти 30 лет, президентом, по итогам референдума, был избран его сын Башар аль-Асад.
В опубликованном в 2002 году докладе Госдепа США Сирия была названа государством, поддерживающим терроризм
По некоторым сведениям в ходе израильско-ливанской войны в 2006 году Сирия поставляла оружие Хезболле.
27 мая 2007 года в ходе референдума Башар аль-Асад был переизбран на новый семилетний президентский срок.
В 1947 г. численность еврейского населения Сирии составляла 15–16 тысяч человек, из них около десяти тысяч жили в Халебе, около пяти тысяч — в Дамаске, несколько сотен — в Камышлы.
В декабре 1947 г., вскоре после принятиярезолюции о разделе Палестины , в Халебе произошел крупный погром;
все синагоги были сожжены, при этом пострадала хранившаяся в городе древнейшая рукопись Библии — Кетер Арам-Цова (известна также как Алеппский кодекс; ныне находится в Израиле).
В августе 1949 г. мусульмане атаковали еврейский квартал Дамаска.
Под влиянием этих событий с конца 1947 г. началась массовая эмиграция (большей частью нелегальная) евреев из Сирии в Турцию и Ливан, а оттуда — в Израиль, страны Западной Европы и Америки.
С конца 1940-х до начала 1960-х гг. Сирию покинули около десяти тысяч евреев, из них пять тысяч поселились в Израиле.
Положение евреев, остававшихся в Сирии (в 1957 г. — около 5300 человек), резко ухудшилось .
В 1948 г. они лишились права продавать недвижимость, в 1950 г. власти закрыли все школы Альянса в Халебе, в 1952 г. конфисковали финансовые учреждения, принадлежавшие евреям, в 1953 г. заморозили их банковские счета.
В еврейских кварталах Дамаска и Халеба многие дома, владельцы которых покинули страну, передавались арабам, бежавшим из Эрец-Исраэль в период Войны за Независимость.
В начале 1950-х гг. эмиграция евреев из Сирии была запрещена; родственники тех, кому удавалось тайно выехать из страны, подвергались гонениям.
Многие евреи были приговорены к длительным срокам заключения по ложным обвинениям или брошены в тюрьму без суда; другие получили предписание ежедневно отмечаться в полицейском участке.
В 1954 г. правительство Сирии разрешило евреям покидать страну при условии формального отказа от принадлежавшей им собственности; однако после того, как первая группа эмигрантов прибыла в Турцию, полиция вновь ввела запрет на выезд из Сирии.
Отмена этого запрета последовала в 1958 г., но в 1959 г. он был возобновлен; начались судебные процессы над организаторами эмиграции евреев из Сирии.
В 1964 г. власти издали декрет, согласно которому евреям не разрешалось выезжать дальше чем на четыре км из городов, где они жили.
Во время суда над израильским разведчиком Э. Кохеном и после его публичной казни (1965) еврейские кварталы Дамаска, Халеба и Камышлы подверглись нападениям.
Антиеврейские беспорядки (по-видимому, организованные властями) повторились в гораздо бо́льших масштабах после поражения Сирии в Шестидневной войне; только в Камышлы было убито 57 человек.
В конце 1960-х – первой половине 1970-х гг. в Сирии проживали около 4,5 тыс. евреев, в том числе около 2,5 тыс. — в Дамаске, около 1,2 тыс. — в Халебе, около 300 — в Камышлы.
В каждом из этих городов функционировала одна синагога; в Дамаске работали две еврейских школы , в Халебе — талмуд-тора.
Почти все евреи Сирии занимались ремеслом и мелкой торговлей.
В результате экономических ограничений, запретов на профессии и образование (евреи, в частности, не допускались в государственные учреждения и на национализированные предприятия; в высших учебных заведениях страны насчитывалось не более 35 студентов-евреев) около трети еврейских семей Дамаска и Халеба, а также большинство евреев Камышлы не могли обеспечить себе прожиточный минимум и нуждались в благотворительной помощи, которая поступала от международных еврейских организаций и от общин сирийских евреев в США и в других странах (распределением этой помощи ведали правительственные чиновники).
Верховный комитет по еврейским делам, во главе которого стоял один из руководителей министерства внутренних дел, контролировал как общественную (в том числе религиозную), так и частную жизнь сирийских евреев; для облегчения этого контроля в их удостоверениях личности ставился штамп мусави (последователь Моисея; более уважительное название чем яхуд, `еврей`).
На всех богослужениях в синагогах присутствовали агенты специального подразделения тайной полиции; аресты евреев без предъявления какого-либо формального обвинения и их допросы с применением пыток стали повседневным явлением.
Выезд евреев за рубеж был категорически запрещен, а внутри страны им разрешалось передвигаться только с ведома и согласия властей.
Несколько молодых евреев (в том числе девушек), пытавшихся нелегально покинуть Сирию, были схвачены службой безопасности и зверски убиты; репрессиям подвергались также родственники, знакомые и соседи тех, кому удавалось перейти границу.
Помимо тайной полиции, евреев Сирии терроризировали арабы — выходцы из Эрец-Исраэль, в особенности члены базировавшихся в Дамаске и близ него вооруженных антиизраильских организаций .
Этим организациям передавалось имущество умерших евреев, у которых не было наследников.
Все попытки протеста против дискриминации и преследований (например, стихийные демонстрации евреев в Дамаске в августе 1972 г. и в марте 1974 г.) жестоко подавлялись.
Стремясь скрыть правду о положении евреев Сирии, власти разрешили иностранцам (даже дипломатам) посещать еврейские кварталы только в сопровождении правительственного чиновника; представителей общин вынуждали участвовать в официальных массовых мероприятиях, зачастую имевших антиизраильскую направленность.
Во второй половине 1970-х гг. положение сирийских евреев начало постепенно меняться к лучшему, во многом благодаря дипломатическим усилиям государств Запада и деятельности неправительственных организаций, как еврейских, так и нееврейских, последовательно боровшихся против нарушений прав человека в Сирии.
Во второй половине 1970-х гг. положение сирийских евреев начало постепенно меняться к лучшему, во многом благодаря дипломатическим усилиям государств Запада и деятельности неправительственных организаций, как еврейских, так и нееврейских, последовательно боровшихся против нарушений прав человека в Сирии.
Произвольные аресты и убийства евреев прекратились; члены арабских террористических организаций были удалены из еврейских кварталов.
Начиная с 1977 г., несколько десятков евреев (в основном старики и инвалиды) получили возможность легально эмигрировать из страны; была облегчена также процедура выдачи разрешений на передвижение внутри Сирии.
В 1982–83 гг. власти вернули евреям право приобретать и продавать недвижимость, а также совершать краткосрочные поездки за рубеж (с внесением обязательного залога в размере от двух до десяти тысяч долларов и при условии, что в Сирии остается хотя бы один член семьи).
В 1992 г. правительство Сирии разрешило евреям эмигрировать без ограничений в любую страну, за исключением Израиля;
в 1992–95 гг. около 3,6 тыс. человек покинули Сирию и переселились в страны Западной Европы и Америки, в основном в США; около 1,3 тыс. человек позднее репатриировались в Израиль.
К середине 1995 г. в Дамаске оставалось около 300 евреев, в Камышлы — около 90. Глава общины — Иосеф Джааджати.
В начале 2000-х гг. в Сирии оставалось менее 100 евреев, в основном люди пожилого возраста.
Комментариев нет:
Отправить комментарий