Монастырь кармелитов
Мы оставили наших монахов в тот момент, когда они, сидя в холодной Европе, мечтали о тех днях, когда снова окажутся на жаркой Святой земле.
Первым добрался сюда монах ордена кармелитов отец Проспер, который сумел договориться с местной властью об открытии небольшого монастыря рядом с пещерой Илии-пророка. Было это в 30-е годы 17 века.
Волею обстоятельств ему пришлось перебраться в район, где в настоящее время разместилось это огромное здание мужского монастыря
.
Народная традиция утверждает святость этих мест по крайней мере с 16.ст. до н.э. И святость эта переходит от одной веры к другой, от религии к религии, от народа к народу. И все они изменяли и дополняли друг друга, нагромождая новые версии и неистово споря между собой
.
Волею обстоятельств ему пришлось перебраться в район, где в настоящее время разместилось это огромное здание мужского монастыря
.
Народная традиция утверждает святость этих мест по крайней мере с 16.ст. до н.э. И святость эта переходит от одной веры к другой, от религии к религии, от народа к народу. И все они изменяли и дополняли друг друга, нагромождая новые версии и неистово споря между собой
.
И наконец, в 1767 г., во времена владычества в Галилее уже известного нам Захир аль-Омара, именно кармелиты основали монастырь на вершине горы.
Обитель была названа в честь Марии, матери Иисуса Христа
. Проект разработал итальянский архитектор Джамбатиста Касини.
Здание состояло из церкви, трапезной, церемониальной залы, пекарни, библиотеки, келий для монахов и помещений для паломников.
1795 г. стал годом открытия нового здания монастыря.
Большую помощь в строительстве оказал французский королевский двор.
Обитель была названа в честь Марии, матери Иисуса Христа
. Проект разработал итальянский архитектор Джамбатиста Касини.
Здание состояло из церкви, трапезной, церемониальной залы, пекарни, библиотеки, келий для монахов и помещений для паломников.
1795 г. стал годом открытия нового здания монастыря.
Большую помощь в строительстве оказал французский королевский двор.
А когда в 1799 г. Наполеон, захватив Египет, отправился осаждать Акко, монастырь был превращен в госпиталь для французских солдат.
Упорное сопротивление турок у Акко остано вило великого полководца, и он отступил, оставив своих раненых бойцов на произвол судьбы.
А судьба этих воинов оказалась весьма плачевной: они были вырезаны солдатами турецкой армии, ворвавшимися на территорию монастыря. Пришлось ретироваться и монахам, оказавшим помощь несчастным...
Упорное сопротивление турок у Акко остано вило великого полководца, и он отступил, оставив своих раненых бойцов на произвол судьбы.
А судьба этих воинов оказалась весьма плачевной: они были вырезаны солдатами турецкой армии, ворвавшимися на территорию монастыря. Пришлось ретироваться и монахам, оказавшим помощь несчастным...
В 1836 г. моряки французской эскадры посетили эти места и установили крест с надписью: "Матросы корабля "Шато Ренан" в память мужественных солдат, отправившихся из Египта и погибших при осаде Акко..."
А в 1840 г. их останки были перезахоронены у входа в монастырь и установлена стелла в виде пирамиды с впечатляющей надписью на латыни: "Как пали гeрои" (слова из поминальной песни Давида на смерть Саула и его сына Ионафана).
Всего похоронены были 15 человек, хотя народная молва повествует о тысячах погибших... Оба эти памятника находятся сейчас напротив входа в монастырь, который, впрочем, не имеет (кроме месторасположения и названия) никакого отношения к зданию, где погибли французские солдаты.
А в 1840 г. их останки были перезахоронены у входа в монастырь и установлена стелла в виде пирамиды с впечатляющей надписью на латыни: "Как пали гeрои" (слова из поминальной песни Давида на смерть Саула и его сына Ионафана).
Всего похоронены были 15 человек, хотя народная молва повествует о тысячах погибших... Оба эти памятника находятся сейчас напротив входа в монастырь, который, впрочем, не имеет (кроме месторасположения и названия) никакого отношения к зданию, где погибли французские солдаты.
Ибо в 1821 г. Абдалла Паша, турецкий наместник Галилеи, велел разрушить монастырь.
А чтобы придать этой варварской акции видимость законности, он издал высочайший указ о том, что здание необходимо снести из-за возможного использования его греческими (!) повстанцами (напомним, что в 1821 г. Греция объявила свою независимость от Турции), которые в самое ближайшее время собираются прибыть сюда и осадить Акко...
Таким образом, хитрый турецкий правитель одним ударом избавлялся и от "греческой угрозы" и от влияния просвещенной Европы в лице французских монахов.
А заодно из остатков стен взорванного монастыря построил себе летнюю резиденцию (в настоящее время здание маяка напротив монастыря).
А чтобы придать этой варварской акции видимость законности, он издал высочайший указ о том, что здание необходимо снести из-за возможного использования его греческими (!) повстанцами (напомним, что в 1821 г. Греция объявила свою независимость от Турции), которые в самое ближайшее время собираются прибыть сюда и осадить Акко...
Таким образом, хитрый турецкий правитель одним ударом избавлялся и от "греческой угрозы" и от влияния просвещенной Европы в лице французских монахов.
А заодно из остатков стен взорванного монастыря построил себе летнюю резиденцию (в настоящее время здание маяка напротив монастыря).
Но монахи не пали духом и бросились, естественно, к своему главному патрону - папе римскому Пию 7-му. Тот обещает им финансовую помощь и приказывает наложить на своих подданных налог на употребление кофе и са хара с тем, чтобы вырученные деньги пошли на отстройку монастыря. К несчастью для монахов- кармелитов папа ушел в мир иной до того как была собрана необходимая сумма, а его наследника, видимо, не очень интересовали бездомные почитатели Илии-пророка.
И тут вновь пришла помощь из Франции. Французскому консулу удалось убедить турецкого султана в полной безвредности монахов-кармелитов
. Греция полыхала в огне гражданской войны и Абдалла Паша сменил гнев на милость.
12 июля 1827 г. в праздник "Корпус Домини" был заложен первый камень в основание нового монастыря.
В этой торжественной церемонии участвует и Абдалла Паша...
Опять французские власти помогают в строительных работах.
В знак благодарности за это в монастыре устраивается специальное место для членов французского правительства, в монастырской школе в почете французский, а над куполом церкви взвился красно-бело-синий стяг.
Французский дух витал в монастыре вплоть до первой мировой войны, а район вокруг народная молва окрестила "Французский Кармель".
И тут вновь пришла помощь из Франции. Французскому консулу удалось убедить турецкого султана в полной безвредности монахов-кармелитов
. Греция полыхала в огне гражданской войны и Абдалла Паша сменил гнев на милость.
12 июля 1827 г. в праздник "Корпус Домини" был заложен первый камень в основание нового монастыря.
В этой торжественной церемонии участвует и Абдалла Паша...
Опять французские власти помогают в строительных работах.
В знак благодарности за это в монастыре устраивается специальное место для членов французского правительства, в монастырской школе в почете французский, а над куполом церкви взвился красно-бело-синий стяг.
Французский дух витал в монастыре вплоть до первой мировой войны, а район вокруг народная молва окрестила "Французский Кармель".
12 июля 1836 г. состоялось торжественное освящение обители.
Но монументальное сооружение (32x69 м) о 30-ти келиях, с величественной церковью, пекарней и библиотекой, столярной мастерской и аптекой, колокольней и музеем древностей распахнуло свои двери перед счастливыми хозяевами и многочисленными прихожанами лишь в 1853 г.
Над входом появился герб ордена кармелитов: на фоне традиционного щита гора Кармель с крестом на вершине, а вверху сверкающий и карающий вероотступников меч Илии-пророка.
Но монументальное сооружение (32x69 м) о 30-ти келиях, с величественной церковью, пекарней и библиотекой, столярной мастерской и аптекой, колокольней и музеем древностей распахнуло свои двери перед счастливыми хозяевами и многочисленными прихожанами лишь в 1853 г.
Над входом появился герб ордена кармелитов: на фоне традиционного щита гора Кармель с крестом на вершине, а вверху сверкающий и карающий вероотступников меч Илии-пророка.
В центре здания - церковь с пещерой, в которой был похоронен священник, возможно епископ церкви св. Маргариты, построенной здесь во времена крестовых походов.
Низкая каменная скамья, на которой покоилось тело усопшего, арабы-христиане называют "ложе Илии".
Именно поэтому появилась тут скульптура Илии-пророка, а многочисленные свечи зажигают здесь христиане-паломники со всего света
.
Низкая каменная скамья, на которой покоилось тело усопшего, арабы-христиане называют "ложе Илии".
Именно поэтому появилась тут скульптура Илии-пророка, а многочисленные свечи зажигают здесь христиане-паломники со всего света
.
В куполе церкви иконы, рассказывающие о вознесении на небо Илии-пророка, о путешествии в Египет Святого семейства, о святых ордена кармелитов.
Есть здесь и изображения пророков Исайи, Иезекииле, Даниила, а также играющего на арфе царя Давида.
В парусах купола - четыре евангелиста.
Справа от входа - икона "Мария и Симеон", слева - "Святой Иосиф с младенцем Христом, Мария Тереза и Иоанн Креститель".
Автор всех этих работ послушник монастыря, итальянский художник Луиджи Поджи, писал их в 20-х годах нашего века.
А в алтаре в величественном золотом обрамлении воздвигнута скульптура Марии с младенцем Иисусом - "Нотр Дам де-Кармель", которой монахи поклоняются, возносят молитвы и воздают почести.
Во внутренних покоях здания размещается специальная молельня с органом( орган есть также и в церкви), библиотека (первая научная библиотека в Хайфе), музей ритуальной одежды
. В коридоре могилы монахов, нашедших здесь свое последнее земное пристанище.
Есть здесь и изображения пророков Исайи, Иезекииле, Даниила, а также играющего на арфе царя Давида.
В парусах купола - четыре евангелиста.
Справа от входа - икона "Мария и Симеон", слева - "Святой Иосиф с младенцем Христом, Мария Тереза и Иоанн Креститель".
Автор всех этих работ послушник монастыря, итальянский художник Луиджи Поджи, писал их в 20-х годах нашего века.
А в алтаре в величественном золотом обрамлении воздвигнута скульптура Марии с младенцем Иисусом - "Нотр Дам де-Кармель", которой монахи поклоняются, возносят молитвы и воздают почести.
Во внутренних покоях здания размещается специальная молельня с органом( орган есть также и в церкви), библиотека (первая научная библиотека в Хайфе), музей ритуальной одежды
. В коридоре могилы монахов, нашедших здесь свое последнее земное пристанище.
Выйдя из церковной залы, сворачиваем налево и оказываемся в небольшом монастырском музее, состоящем из двух комнат.
В первой - диорама "Рождество Христово" все того же Луиджи Поджи а во второй - экспонаты, рассказывающие о находках монахов на территории обители
. Есть здесь предметы, принадлежавшие монастырю св. Марины византийских времен (разрушен, по-видимому, персами в 614г. и крепости св. Маргариты, построенной крестоносцами.
Наиболее интересный экспонат скульптура в виде человеческой стопы с надписью: "Зевс кармелитский...воздвигнутый... жителем Кейсарии..." Скульптура эта датируется 200 г. до н.э. и свидетельствует о заселении этих мест еще во времена язычества.
В первой - диорама "Рождество Христово" все того же Луиджи Поджи а во второй - экспонаты, рассказывающие о находках монахов на территории обители
. Есть здесь предметы, принадлежавшие монастырю св. Марины византийских времен (разрушен, по-видимому, персами в 614г. и крепости св. Маргариты, построенной крестоносцами.
Наиболее интересный экспонат скульптура в виде человеческой стопы с надписью: "Зевс кармелитский...воздвигнутый... жителем Кейсарии..." Скульптура эта датируется 200 г. до н.э. и свидетельствует о заселении этих мест еще во времена язычества.
Карты и гравюры на стенах рассказывают о различных периодах деятельности монастыря
. Мы находим здесь изображения печати патриарха Альберта, колокол, подаренный в 1837 г. королем Неаполитанским и Сицилийским Фердинандом 2.
Между прочим, это первый колокол, зазвонивший в этих местах после изгнания крестоносцев в конце 13 века.
Современный музей - жалкие остатки того великолепного собрания, которое удалось создать монахам, разграбленного турецкими солдатами в годы 1 мировой войны.
Когда же пропали и прекрасные коллекции древних монет, марок и редких книг.
Кармелитского монастыря музей
Хайфа, Кармелитский монастырь, Кармель
Открыт: 9:00 - 16:00
Вход бесплатный.
Небольшой церковный археологический музей посвящен археологическим наход кам, связанным с христианским присутствием на Кармеле в разные эпохи.
Во времена британского мандата монастырь вновь возобновил свою нормальную деятельность.
В 1961 г. кармелиты построили новую церковь на ул. га-Мегиним, 80. В школе, действующей при монастыре, обучаются одновременно до 650 учеников. Более 150 тыс. человек посещают ежегодно этот самый главный в Мире монастырь ордена кармелитов.
Выйдя из здания монастыря, повернув направо и пройдя несколько десятков метров, видим начинающуюся под аркой дорогу: так называемый "Крестный путь Иисуса Христа" с 14-тью мозаичными стеллами, рассказывающими об этапах трагического испытания, выпавшего на долю "сына божьего".
Ч
В 1961 г. кармелиты построили новую церковь на ул. га-Мегиним, 80. В школе, действующей при монастыре, обучаются одновременно до 650 учеников. Более 150 тыс. человек посещают ежегодно этот самый главный в Мире монастырь ордена кармелитов.
Выйдя из здания монастыря, повернув направо и пройдя несколько десятков метров, видим начинающуюся под аркой дорогу: так называемый "Крестный путь Иисуса Христа" с 14-тью мозаичными стеллами, рассказывающими об этапах трагического испытания, выпавшего на долю "сына божьего".
Кармелиты — религиозная группа католической церкви, которые взяли свое имя от горы Кармель в 1206—1214 гг., когда приор ордена св. Брокард получил от патриарха Иерусалима св. Альберта свод правил поведения. Орден имеет около 1000 монастырей по всей земле, но этот — самый главный. Здесь в монастыре происходит обучение священников из разных стран, каждый год на другом языке, хотя язык молитв — латынь. Пострижение у кармелитов пожизненное, полное, особенно у кармелиток, они потом даже с родителями разговаривают через зарешеченное окошко. Статус монахини приобретается не сразу, сначала испытательный срок восемь дней, потом — восемь лет. Из монастыря могут изгнать за несоответствие. Философско-теологическое отличие ордена, во-первых, в упоре на мистику и философию, а во-вторых, в активном признании связи христианства с иудаизмом.
Это можно видеть в различных местах — и изображения звезд Давида (над входом на гербе ордена), имя Бога на эфодах, различные другие мотивы изображений и прочее. Наполеон использовал монастырь в качестве полевого госпиталя для раненых и больных солдат, которых он впоследствии бросил, отступая в Яффо. Солдаты были полностью вырезаны арабами. Во дворе монастыря стоит французская стела, посвященная солдатам Наполеона. Здание с маяком, стоящее через дорогу, также принадлежало ранее монастырю, но было передано в дар израильской армии, у входа его — колонна со статуей богоматери и надписью «Стела Марис».
В мужском монастыре кармелитов живет монах и священник по имени Йоханан, по происхождению из Италии, который хорошо говорит на иврите. Церковь монастыря построена в 1830 г. на месте предыдущей, разрушенной, и является четвертой церковью на этом месте. Церковь расписана Луцием Понтием. Наверху — различные сцены из Ветхого Завета, 4 евангелиста в овалах. Надпись по-латыни гласит: «Честь Ливана дана тебе, Кармель и Шомрон». В окнах ниже — изображения, посвященные канонизированным святым кармелитов. В одном — профессор физики из Германии Эдит Штайн (справа у входа), которая стала монахиней в одну ночь и навсегда.
В другом — арабка Мирьям Бак-карди (справа в глубине), третье, символизирующее подъем на Кармель, — Хуан де ла Круз (слева у входа). В четвертом —св. Тереза (слева в глубине). В музее церкви собраны раковины, кораллы, археологические находки, связанные с предыдущими церквами, предметы церковной утвари, куски колонн, фотография монастыря св. Брокарда (1209—1291) в долине эс-Сиах. На территории монастыря найдено множество захоронений той эпохи. Тропа у ворот северной части монастыря там, где скульптура св. Терезы — одной из основательниц монастыря, выходит к последней станции хайфской Виа Долороза. Здесь построено четырнадцать станций скорбного пути в соответствии со станциями в Иерусалиме, на тропе, по которой любят гулять монахи в свободное время. Керамика обелисков сделана в Испании, в городе Мание.
Часть обелисков варварски разрушена, побита камнями, поэтому сегодня пройти сюда нельзя Напротив монастыря — наблюдательная площадка, куда снизу поднимается фуникулер, под ней — ресторан и кафе. В этих местах было много битв за Кармель, здесь сражался за верх горы Абдалла-паша, а англичане построили военный наблюдательный пункт, дважды взорванный «Хаганой». Отсюда видна капелла Стока — место английского бастиона, а ныне, место молитв.
Ч
Комментариев нет:
Отправить комментарий