Успехи Сирии в развитии отраслей материального производства и торговли привлекли к ней внимание могущественного египетского правителя Мухаммада Али, армия которого вторглась в страну осенью 1831.
Египетский военачальник Ибрагим-паша установил централизованное государственное наблюдение за сирийской экономикой.
Продолжали развиваться коммерция и сельское хозяйство, но они уже не контролировались местной знатью.
Процветала торговля с Европой, проходившая в частности через бейрутский порт.
Импорт дешевых британских тканей разрушил местные текстильные ремесла в Халебе и Дамаске, в то же время повышение спроса на оливковое масло, хлопок и шелк в европейских государствах и Египте упрочило позиции сирийских торговцев-христиан.
В 1832–40 гг.,когда Сирия находилась под властью правителя Египта Мухаммада-Али,в администрации страны преобладающие позиции заняли христиане, однако управление финансами было поручено еврею — выходцу из Халеба, принявшему ислам.
Значительный авторитет приобрело также семейство Сам‘айяс — еврейских банкиров из Дамаска.
Вскоре после установления египетского контроля над Сирией жившие здесь евреи были уравнены в правах с мусульманами, что, однако, не обеспечило общинам страны полную безопасность.
В 1840 г. Дамасское дело спровоцировало антиеврейские беспорядки; оно было прекращено лишь благодаря энергичному вмешательству представителей европейского еврейства во главе с М. Монтефиоре и И. А. Кремье.
Значительный авторитет приобрело также семейство Сам‘айяс — еврейских банкиров из Дамаска.
Вскоре после установления египетского контроля над Сирией жившие здесь евреи были уравнены в правах с мусульманами, что, однако, не обеспечило общинам страны полную безопасность.
В 1840 г. Дамасское дело спровоцировало антиеврейские беспорядки; оно было прекращено лишь благодаря энергичному вмешательству представителей европейского еврейства во главе с М. Монтефиоре и И. А. Кремье.
Столкновения между египетскими войсками, размещенными в Сирии, и османскими силами в Анатолии вынудили в 1839 европейские державы вмешаться, чтобы поддержать авторитет Османской империи на Ближнем Востоке.
Британские и османские агенты подтолкнули друзов к восстанию против египетской армии.
При этом объединенный англо-австрийский флот установил блокаду Бейрута, что заставило Ибрагим-пашу вывести свои войска из страны в 1840.
С восстановлением власти султана Сирия подпала под действие англо-османской торговой конвенции 1838, открывавшей имперский рынок для европейских товаров.
Их приток разрушил основные отрасли кустарно-промышленного производства и побудил городских торговцев и знать страны начать активную скупку сельскохозяйственных земель.
Тенденция к их переходу во владение горожан, не проживавших в своих поместьях, усилилась после 1858, когда в Османской империи был принят новый закон, разрешавший переводить общинные земли в деревнях в частную собственность .
В 1860 г. власти обвинили евреев Дамаска в соучастии в нападениях мусульман на христиан и в скупке имущества, разграбленного в ходе этих нападений; многие члены общины подверглись аресту, однако впоследствии были освобождены.
В 1875 г. кровавый навет был возведен на евреев Халеба.
Во второй половине 19 в. экономическое положение сирийских евреев резко ухудшилось.
С открытием Суэцкого канала (1869) проходившие через Сирию торговые пути из Европы в Персию были почти полностью заброшены, что привело к разорению многих еврейских коммерсантов; быстрый рост импорта европейских товаров фабричного производства нанес сильный ущерб еврейским ремесленникам.
В результате многие евреи, особенно жившие в небольших городах, стали в конце 19 в. переселяться в приморские районы Ливана (прежде всего в Бейрут), а также в Северную и Южную Америку.
В ряде государств и колоний Западного полушария (в Соединенных Штатах Америки, Бразилии,Панаме, Ямайке и других) образовались общины сирийских евреев.
Одновременно началась алия в Эрец-Исраэль, большинство участников которой первоначально составили выходцы из Халеба.
В 1880 г. они создали в Иерусалиме свою общину.
В 1860–80-х гг. Альянс открыл в Дамаске и Халебе еврейские школы для мальчиков и для девочек.
В Халебе существовали также несколько школ талмуд-тора; попытка создать в Дамаске светскую школу с преподаванием на иврите окончилась неудачей.
С 1865 г. в Халебе функционировали еврейские типографии .
В последней четверти 19 в. французские компании получили многочисленные концессии в Сирии в обмен на предоставление займов Османской империи.
В 1860 г. власти обвинили евреев Дамаска в соучастии в нападениях мусульман на христиан и в скупке имущества, разграбленного в ходе этих нападений; многие члены общины подверглись аресту, однако впоследствии были освобождены.
В 1875 г. кровавый навет был возведен на евреев Халеба.
Во второй половине 19 в. экономическое положение сирийских евреев резко ухудшилось.
С открытием Суэцкого канала (1869) проходившие через Сирию торговые пути из Европы в Персию были почти полностью заброшены, что привело к разорению многих еврейских коммерсантов; быстрый рост импорта европейских товаров фабричного производства нанес сильный ущерб еврейским ремесленникам.
В результате многие евреи, особенно жившие в небольших городах, стали в конце 19 в. переселяться в приморские районы Ливана (прежде всего в Бейрут), а также в Северную и Южную Америку.
В ряде государств и колоний Западного полушария (в Соединенных Штатах Америки, Бразилии,Панаме, Ямайке и других) образовались общины сирийских евреев.
Одновременно началась алия в Эрец-Исраэль, большинство участников которой первоначально составили выходцы из Халеба.
В 1880 г. они создали в Иерусалиме свою общину.
В 1860–80-х гг. Альянс открыл в Дамаске и Халебе еврейские школы для мальчиков и для девочек.
В Халебе существовали также несколько школ талмуд-тора; попытка создать в Дамаске светскую школу с преподаванием на иврите окончилась неудачей.
С 1865 г. в Халебе функционировали еврейские типографии .
В последней четверти 19 в. французские компании получили многочисленные концессии в Сирии в обмен на предоставление займов Османской империи.
Французы вкладывали средства в сирийские порты, железные и автомобильные дороги.
По мере упадка материального производства начался рост антихристианских и антиевропейских настроений.
Эта тенденция привела к усилению европейского вмешательства в политическую жизнь Сирии, что способствовало росту недовольства местной арабской элиты османским правлением.
В 1890-е годы в Халебе, Дамаске и Бейруте возникли общества, выступавшие за независимость Сирии от Османской империи.
Число этих обществ быстро увеличилось на рубеже 19-20 в. Своего пика арабские национальные настроения достигли после июльской революции 1908 в Стамбуле, приведшей к власти младотурок.
Когда стало очевидно, что младотурки будут защищать в первую очередь интересы тюрко-язычного населения, во главе нескольких организаций, выступавших за автономию арабских провинций, встали сирийцы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий