Период эпипалеолита (около 20000-9500 до н. э.,) характеризуется значительным культурным разнообразием и широким распространением микролитической технологии
Кебарская культура — археологическая культура восточногоСредиземноморья, существовавшая 18 — 10 тыс. лет до н.э.
Название получила по месту находок в Кебарской пещере к югу от Хайфы.

Погребение неандертальца в Кебаре
Пещера Кебара, ивр. מערת כבארה, транслит. Me’arat Kebbara, араб.مغارة الكبارة , транслит. Mugharat al-Kabara) — известняковая пещера в местности Вади-Кебара на высоте 60 — 65 метров над уровнем моря на западном склоне горы Кармельпримерно в 10 км от археологического городищаКесария. Пещера была населена в период 60000 — 48000 лет назад (средний палеолит) и получила известность в связи с находками останков гоминид, которые сделал профессор Офер Бар-Йосеф.
Хотя раскопки в пещере проводили ещё в начале 1930-х гг. Дороти Гаррод и Франсис Тюрвиль-Петре, наиболее важные находки здесь были сделаны в 1982 г, когда был обнаружен почти полный скелет неандертальца. Получивший среди археологов прозвище «Моше» и датируемый примерно 60000 лет назад, скелет сохранил большую часть позвоночного столба, рёбер и таза. Череп и бо́льшая часть нижних конечностей отсутствуют.
Носители были очень мобильным кочевым народом охотников и собирателей Леванта и Синайского полуострова, для изготовления орудий труда использовавшим микролиты геометрического типа.
В отличие от более поздних культур этого региона еще не использовали ступки и жернова для изготовления муки, хотя орудия труда отличаются большим разнообразием.
На зиму селились в пещерах и искусственных убежищах из камня, расположенных на берегах озер, а летом рассеивались по территории.
На последней стадии эпипалеолита (около 12500-9500 лет до н. э.) в регионе возникла натуфийская культура, а охотники-собиратели начинают переходить к оседлому образу жизни.
Натуфийская культура — археологическая культура мезолита. Существовала на территории Леванта около 12 500-9500 лет до н. э предположительно развившись на основе гибрида местной, но более ранней кебарской культуры, и мушабийской культуры
Среди основных занятий натуфийцев были охота, рыболовство и сбор зерна дикорастущих злаков, для чего они делали специальные жатвенные ножи и строили зернохранилища.
Натуфийцы были предшественниками первых земледельческих культур региона, исследователи полагают,что переход от собирательства к возделыванию злаков первыми в мире совершили сами натуфийцы.
Они наряду с носителями соседней зарзийской культуры были одними из первых людей, которые одомашнили собак: в их погребениях, датируемых примерно 10 000 годом до н. э., обнаружены скелеты щенков и взрослых собак, похороненных рядом с человеком.
Названа по Вади-эн-Натуф, на берегу которого в пещере Шукбана (27 км к северо-западу от Иерусалима) были сделаны первые находки.
По данным радиоуглеродного анализа, культура существовала примерно между 12 500 и 9500 годами до н. э.
По данным радиоуглеродного анализа, культура существовала примерно между 12 500 и 9500 годами до н. э.
Это время делят на два периода: ранний (примерно с 12 500 до 10 800 года до н. э.) и поздний (с 10 800 до 9500).
Памятники натуфийской культуры обнаруживаются в Палестине с центром в долине Иордана, южнее до Египта и севернее до Евфрата.
Ареал расселения позднего натуфийского населения, по-видимому, был очагом зарождения языков семито-хамитской макросемьи.
Дома натуфийцев представляли собой полуземлянки, часто с каменным основанием, облицованным смесью глины и песка. Над поверхностью земли сооружалась столбовая конструкция, поддерживающая камышовую кровлю. Жилища в плане были круглыми или овальными и имели диаметр 3 — 6 метров. В центре помещался круглый или четырёхугольный открытый очаг. Всё поселение по площади могло достигать 1000 — 3000 м² и содержать до 100—150 домов.
Относительно небольшая часть натуфийцев жила в пещерах (поселения Мугарет Кабара, Мугарет эль-Вад).
Натуфийцы изготовляли микролиты: мелкие каменные орудия, такие как наконечники стрел и лезвия, размещаемые на деревянной или костяной основе для получения серпов жатвенных ножей. Появляются попытки шлифования камня. Для растирания зерна применялись каменные ступы (высотой до 80 см и весом до 100—150 кг) и песты, иногда — углубления, выдолбленные прямо в скале.
Большое распространение имели наконечники гарпунов и рыболовные крючки, изготовленные из кости. Найдены ёмкости, сделанные из скорлупы страусиного яйца.
Остатки растительной пищи натуфийцев плохо сохранились, тем не менее, удалось определить, что в их рацион входила дикая пшеница, бобы, миндаль, жёлуди, фисташки.
Ареал расселения позднего натуфийского населения, по-видимому, был очагом зарождения языков семито-хамитской макросемьи.
Дома натуфийцев представляли собой полуземлянки, часто с каменным основанием, облицованным смесью глины и песка. Над поверхностью земли сооружалась столбовая конструкция, поддерживающая камышовую кровлю. Жилища в плане были круглыми или овальными и имели диаметр 3 — 6 метров. В центре помещался круглый или четырёхугольный открытый очаг. Всё поселение по площади могло достигать 1000 — 3000 м² и содержать до 100—150 домов.
Относительно небольшая часть натуфийцев жила в пещерах (поселения Мугарет Кабара, Мугарет эль-Вад).
Натуфийцы изготовляли микролиты: мелкие каменные орудия, такие как наконечники стрел и лезвия, размещаемые на деревянной или костяной основе для получения серпов жатвенных ножей. Появляются попытки шлифования камня. Для растирания зерна применялись каменные ступы (высотой до 80 см и весом до 100—150 кг) и песты, иногда — углубления, выдолбленные прямо в скале.
Большое распространение имели наконечники гарпунов и рыболовные крючки, изготовленные из кости. Найдены ёмкости, сделанные из скорлупы страусиного яйца.
Остатки растительной пищи натуфийцев плохо сохранились, тем не менее, удалось определить, что в их рацион входила дикая пшеница, бобы, миндаль, жёлуди, фисташки.
Находки костей свидетельствуют, что основной добычей в охоте натуфийцев были газели (Gazella gazella и Gazella subgutturosa), реже — олени, дикие быки, кабаны, онагры.
В долинах рек (например, Иордана), приобретала значение ловля рыбы.
Найдены многочисленные натуфийские украшения из раковин и зубов животных (ожерелья, нашивки на одежде, головные уборы), причём между украшениями из разных поселений заметны стилевые различия, вероятно, отражающие существовавшее деление на племена. Орудия оформлялись геометрическим орнаментом (сеть, зигзаги, волны), помимо этого встречаются резные изображения животных на рукоятках костяных орудий. Обнаружены образцы круглой скульптуры. Чаще всего изображаются газелей и других жвачных (возможно, тотемное животное), гораздо реже встречаются фигуры людей, найдены статуэтки сов, собак, черепах и др.
Погребения натуфийцев располагались чаще всего в заброшенных домах их поселений, реже — в пещерах (Кармель, Иудейские горы). Иногда на могилы клали известняковые глыбы. Труп могли располагать как на спине, так и в позе эмбриона, какой-либо строгой ориентации по сторонам света также не соблюдалось. Для усопшего в могиле изготовлялось ложе из раковин, вместе с ним клали украшения, кости животных. Сверху могила часто посыпалась охрой. В некоторых поселениях практиковалось отделение черепа, оформление его раковинами и хранение отдельно от тела (Хайоним, Нахаль Орен, Айн-Маллаха).
Связи с соседними регионами-В Айн-Маллахе найден обсидиан из Анатолии и раковины моллюсков из реки Нил.
Найдены многочисленные натуфийские украшения из раковин и зубов животных (ожерелья, нашивки на одежде, головные уборы), причём между украшениями из разных поселений заметны стилевые различия, вероятно, отражающие существовавшее деление на племена. Орудия оформлялись геометрическим орнаментом (сеть, зигзаги, волны), помимо этого встречаются резные изображения животных на рукоятках костяных орудий. Обнаружены образцы круглой скульптуры. Чаще всего изображаются газелей и других жвачных (возможно, тотемное животное), гораздо реже встречаются фигуры людей, найдены статуэтки сов, собак, черепах и др.
Погребения натуфийцев располагались чаще всего в заброшенных домах их поселений, реже — в пещерах (Кармель, Иудейские горы). Иногда на могилы клали известняковые глыбы. Труп могли располагать как на спине, так и в позе эмбриона, какой-либо строгой ориентации по сторонам света также не соблюдалось. Для усопшего в могиле изготовлялось ложе из раковин, вместе с ним клали украшения, кости животных. Сверху могила часто посыпалась охрой. В некоторых поселениях практиковалось отделение черепа, оформление его раковинами и хранение отдельно от тела (Хайоним, Нахаль Орен, Айн-Маллаха).
Связи с соседними регионами-В Айн-Маллахе найден обсидиан из Анатолии и раковины моллюсков из реки Нил.
Базальтовые орудия из поселения на горе Кармель были принесены с Голанских высот (расстояние около 100 км).
Предполагается, что от натуфийской культуры берет свое начало древнеегипетская Харифийская культура
Конец натуфийской культуре положила тахунийская культура
Предполагается, что от натуфийской культуры берет свое начало древнеегипетская Харифийская культура
Конец натуфийской культуре положила тахунийская культура
Комментариев нет:
Отправить комментарий