Мухраха (Керен Кармель). (Шоссе 672). Само место идентифицируется с высшей точкой горы Кармель, там, где происходило знаменитое жертвоприношение, совершенное Ильей пророком, откуда арабское название Мухраха (Сожжение). В течении всего периода Первого Храма на территории Израиля есть ханаанские города и в повседневной и религиозной жизни ощущается их влияние. При раскопках почти каждого еврейского дома того периода находят божков - идолов. В основном это бог дождя Ваал и беременная богиня земли Астарта. Происходит затяжная борьба моно - и политеизма. Один из царей Израиля того периода, сильный и значимый, но по еврейской традиции «отрицательный» царь Ахав, правящий в Мегидо. О нем есть упоминание в независимых ассирийских источниках. Он женится на сидонянке Иезавели, вместе с которой вводит культ идолопоклонства (1-я Царств, 18).
Пророк Илья, преследуемый Ахавом за проповедь монотеизма, бежит в пустыню, где его кормят вороны, а затем перебирается в пещеру на Кармеле. В это время происходит долгая засуха. Илья предлагает Ахаву и его жрецам проверить, чей бог могущественнее и может дать столь необходимый дождь. Для этого предлагается поставить жертвенники на высокой точке Кармеля всем богам, их не зажигая, и молиться, чтобы они загорелись. В течение целого дня с жертвенниками идолопоклонников ничего не происходит, а пророк Илья ходит вокруг и посмеивается. Затем поливает свой жертвенник водой, с неба падает молния и его поджигает. Ваал посрамлен, жрецы бегут в сторону ручья Кишон, там их настигает народ и отрубает им головы. Ахав скрывается в Мегидо, а с неба льется наконец благодатный дождь.
Христиане утверждают, что облако, принесшее дождь имело очертания Девы Марии. Традиция идентификации данного места существует с 11 в., но она в основном христианская, евреи ее не принимают, хотя сам пророк и данное событие необыкновенно важно и для евреев, христиан, мусульман и друзов. В 80-х rr. 19 в. кармелиты строят на этом месте церковь с алтарем из 12 камней, как был построен жертвенник Ильи — по числу колен Израилевых — и маленький монастырь. Статуя, установленная у входа и изображающая Илью-пророка — новая, старая находится в Назарете. Во времена Войны за Независимость предводитель арабских бандитов Каукаджи приказывает отрубить статуе руку, поскольку она, дескать, помогает евреям. После победы статуя восстановлена. У входа — 3 барельефа, изображающих жертвоприношения Ваалу, жертвоприношение Ильи и уничтожение жрецов. Наверху, на крыше — наблюдательная площадка, с нее вид — один из красивейших в стране.
Монастырь кармелитов Мухрака (в переводе с арабского значит "всесожжение"). Название "всесожжение" связано со следующей библейской историей.
В Книгах Царств описывается, как жена царя северного Израильского царства Изевел, дочь царя Сидонского, заставила мужа Ахава строить повсюду капища и жертвенники языческому богу Ваалу. А тех, кто противился, Изевел истребляла. Тогда Илия-пророк послал засуху, да такую, что даже в царском дворце узнали голод:
В Книгах Царств описывается, как жена царя северного Израильского царства Изевел, дочь царя Сидонского, заставила мужа Ахава строить повсюду капища и жертвенники языческому богу Ваалу. А тех, кто противился, Изевел истребляла. Тогда Илия-пророк послал засуху, да такую, что даже в царском дворце узнали голод:
" Жив Господь, БогИзраилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову" (I Ц., 17:1).
Перепуганный Ахав отправился разыскивать Илию. Тот велел позвать пророков Ваала на Кармель и собрать туда весь народ. Когда же народ собрался, Илия предложил принести жертву всесожжения — каждый по своему разумению, и чья жертва будет принята, тот и есть служитель истинного Господа. Жрецы Ваала приготовили жертву и скакали вокруг нее с утра до полудня, и кричали громким голосом, и кололи себя ножами и копьями, так что кровь лилась из ран, но не было им ни ответа, ни знака, и жертва их так и осталась лежать нетронутой.
Когда же наступил вечер, сказал Илия: "Услышь меня, Господи! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог" (I Ц., 18:37). И упал огонь на жертву Илии и поглотил ее. "Увидев это, весь народ пал на лице свое и сказал: "Господь есть Бог!" (I Ц., 18:39).
Народ набросился на пророков Ваала и перебил их. В ту же ночь небо сделалось черным от туч, и хлынул ливень. Засуха кончилась.
У входа в монастырь стоит статуя Илии-пророка, вооруженного мечом, тем самым, которым он расправлялся с посрамленными жрецами. Во время Войны за Независимость статуя пострадала. Арабские отряды после очередного поражения отломали карающую руку воинственного пророка, притащили ее в свой лагерь и разбили на мелкие кусочки. После войны монахи приделали статуе новую руку. С плоской крыши монастыря открывается прекрасный вид на Средиземное море, Саронскую долину, горы Самарии, горы Гильбоа, Изреельскую долину, Назарет, а при ясной погоде — и на заснеженную вершину Хермона.
У входа в монастырь стоит статуя Илии-пророка, вооруженного мечом, тем самым, которым он расправлялся с посрамленными жрецами. Во время Войны за Независимость статуя пострадала. Арабские отряды после очередного поражения отломали карающую руку воинственного пророка, притащили ее в свой лагерь и разбили на мелкие кусочки. После войны монахи приделали статуе новую руку. С плоской крыши монастыря открывается прекрасный вид на Средиземное море, Саронскую долину, горы Самарии, горы Гильбоа, Изреельскую долину, Назарет, а при ясной погоде — и на заснеженную вершину Хермона.
Мухрака - Керен а-Кармель
Мухрака (по-арабски опаленная), на иврите Керен а-Кармель (Угол Кармеля), является одной из трех выделяющихся вершин горы Кармель. Она привлекает не только потрясающими видами на Изреэльскую долину, на холмы Менаше и на горы Самарии, но и особым рассказом, ставшим символом стойкости и приверженности вере для многих поколений. Ведь именно здесь 2850 лет назад разыгрались события, ставшие частью мировой культуры человечества.
Борьба пророка Элияу с языческими культами и жрецами Баала
В то время в северном Израильском царстве правил царь Ахав. Его жена Изевель, дочь финикийского царя, насаждала в народе культы Баала (бога дождя) и Ашторет (богини плодородия), центральных кнаанейских идолов, а пророков В-севышнего преследовала и убивала. Против этого выступил пророк Элияу (Илья), в качестве наказания с Небес остановивший дождь на 3 года. А в конце долгой засухи и голода, здесь, на вершине Кармеля, в присутствии царя и всего народа, он вышел один на «состязание» с 450 жрецами Баала – чтобы все увидели, кто является настоящим «живым» Б-гом.
Идолопоклонники принесли в жертву быка и до вечера взывали, танцевали и секли себя до крови, но Баал им не ответил. И тогда Элияу восстановил разрушенный жертвенник Б-га, принес свою жертву и приказал обильно облить ее водою. И В-севышний ответил ему огнем, пожравшим и жертву, и дрова, и всю воду. Выражением этого Б-жественного проявления стало провозглашение всего народа: «В-севышний – Он Б-г» и уничтожение жрецов Баала у протекающей у подножия горы речки Кишон. Вслед за этим В-севышний ответил долгожданным дождем, оросившим и оживившим всю Землю Израиля. (Мелахим 1,18).
Поднимаясь на Мухраку с Танахом в руке, древние события оживают перед нами как на ладони.










Комментариев нет:
Отправить комментарий